ДОБРО И ЗЛО В РОМАНЕ М. А. БУЛГАКОВА “МАСТЕР И МАРГАРИТА”
Роман М. Булгакова “Мастер и Маргарита” критика назвала “закатным романом” писателя. Этот роман – попытка ответить на вечные вопросы человеческого бытия: кто правит миром и управляет человеком, что ожидает человека после смерти, что такое добро и что такое зло.
Проблема добра и зла – основная в романе. Эта проблема всегда занимала ведущее место в русской философии и литературе. В булгаковском романе четко прослеживается различие между двумя силами – силой
Трудно не согласиться с тем определением, которое дал себе прокуратор Понтий Пилат: “свирепое чудовище”. Понтий Пилат живет по своим законам: он знает, что мир разделен на властвующих и подчиняющихся им, что формула “раб подчиняется господину” незыблема, значит, господин имеет право судить всех и вся. Не случайно он появляется “в белом плаще с кровавым подбоем” – пролитая кровь для него привычное дело. И, несмотря на все сомнения, он посылает на казнь Иешуа.
У Иешуа совершенно другая философия. “Добрый человек”, – обращается он к Понтию Пилату, потому что считает, что “…злых людей нет на свете, есть несчастливые”. Такими для него являются и прокуратор, и центурион Крысобой, и даже Иуда, предавший его. Иешуа является олицетворением добра, потому что он не только верит, что человек по природе своей добр, он ведет с людьми себя так, как будто бы они в действительности добры.
Зло в романе представлено еще и множеством второстепенных персонажей. Палачи, изменники, корыстолюбцы появляются на балу у Сатаны. Столь же порочны люди и в современной Москве: процветает взяточничество (история Никанора Босого), распутство (Семплеяров), безделье и пьянство (Степа Лиходеев). Главным же злом в современной Москве М. Булгаков считает бюрократическую систему, при которой совершенно все равно, человек ли отдает распоряжения, подписывает приказы, или костюм, из которого на некоторое время исчез его хозяин. Самое поразительное – “вернувшись на свое место, в свой полосатый костюм, Прохор Петрович совершенно одобрил все резолюции, которые костюм наложил во время его краткосрочного отсутствия”.
Все эти пороки обнажает Воланд. Считается, что главное занятие Сатаны – неутомимое сеяние соблазнов, разрушений и зла. Но, вчитавшись в роман, можно убедиться, что это не так. Прежде всего, Воланд восстанавливает справедливость.
Во всех его поступках можно увидеть или акты справедливого возмездия, или стремление доказать людям существование и связь добра и зла. Кроме того, Воланд действительно делает добро – благодаря ему становится возможной встреча Маргариты с пропавшим Мастером, он восстанавливает сгоревшую рукопись.
Эксперимент Воланда показывает, что добро и зло очень тесно переплелись, и прежде всего в человеческих душах. Когда Воланд в сцене в Варьете лишает головы конферансье Бенгальского, сердобольные женщины требуют поставить голову на место. И тут же мы наблюдаем, как те же самые люди дерутся из-за червонцев, посыпавшихся на их головы. Отсюда главный вывод романа: добро и зло переплетены в современном мире, но человек обязан их различать. Человек всегда выбирает между добром и злом и отвечает за свой выбор.
М. Булгаков в своем романе смог охватить множество проблем, волнующих нас всех. Роман – об ответственности человека за добро и зло, которое совершается на земле, за собственный выбор жизненных путей, ведущих к истине и свободе или к рабству, предательству и бесчеловечности.
ДОБРО И ЗЛО В РОМАНЕ М. А. БУЛГАКОВА “МАСТЕР И МАРГАРИТА”