Что такое “Чичиковщина”?

Поэма Н. В. Гоголя “Мертвые души” принадлежит к тем неустаревающим произведениям искусства, которые ведут к масштабным художественным обобщениям, поднимают коренные проблемы человеческой жизни. В омертвении душ персонажей Гоголь видит трагическое омертвение всего человечества, унылое движение истории по замкнутому кругу. Истоки духовной пустоты человека кроются, по мысли писателя, не только в социальных условиях, но и в особенностях психического склада личности .

Приемы реалистической типизации Гоголя прекрасно уловил Пушкин.

“Он мне говорил всегда, – вспоминал автор “Мертвых душ”, – что ни у одного писателя не было этого дара выставлять так ярко пошлость жизни, уметь очертить в такой силе пошлость пошлого человека, чтобы вся та мелочь, которая ускользает от глаз, мелькнула бы крупно

в глаза всем”. Именно поэтому персонажи гоголевской поэмы – это, говоря словами В. Г.

Белинского, “знакомые незнакомцы”.

Образ дельца-приобретателя Павла Ивановича Чичикова типичен. Беда, однако, не в том, что Павел Иванович – “делец” , а в его духовной ущербности, замаскированной пошлости. Об этом убедительно говорит в своем эссе “Николай Гоголь” Владимир Набоков . Мертвенность Чичикова подчеркивается полным отсутствием перемен в его “духовной” жизни, погруженностью в суету.

Бричка Павла Ивановича долго не сходит с какого-то заколдованного круга. Судьба героя, как

показывает Гоголь, вечно возвращается “на круги своя” (каждая новая афера кончается

разоблачением, которое, в свою очередь, не мешает “непотопляемому” Чичикову вновь и

вновь начинать все с нуля). Биография Павла Ивановича – образец глубочайшего

психологического исследования. Гоголь пишет о своем герое: “Не загляни автор

поглубже ему в душу, не шевельни на дне ее того, что ускользает и прячется от света, не

обнаружь сокровеннейших мыслей, которых никому другому не вверяет человек… и все

были бы радешеньки и приняли бы его за интересного человека”.

Жизнь Чичикова подчинена одной цели – обогащению ради достижения комфорта, “всех удовольств”, “всяких достатков”: экипажей, отличного дома, вкусных обедов… Эта примитивная мечта и питает неутомимую энергию “подлеца”, который отлично помнит отцовский наказ “больше всего беречь и копить копейку”. Сочувствие к людям полностью вытравляется из сердца героя , уступая место виртуозному умению угождать нужным лицам.

В городском училище Чичиков выбивается в любимые ученики своим “прилежанием и опрятностью”, полностью постигает “дух начальника”, ценившего в своих подопечных покорность. На службе в казенной палате Павел Иванович добивается расположения “неприступного” повытчика. “Наконец он пронюхал его домашнюю, семейственную жизнь… переехал к нему в дом,

сделался нужным и необходимым человеком, закупал и муку и сахар, с дочерью обращался, как с невестой, повытчика звал папенькой и целовал его в руку…” Словом, в

Чичикове

оказывается все, “что нужно для этого мира: и приятность в оборотах и поступках, и

бойкость в делах. С такими средствами добыл он в непродолжительное время то, что

называют хлебное местечко, и воспользовался им отличным образом”. Приехав же в губернский город N, Павел Иванович умело льстит местным чиновникам. “Губернатору намекнул как-то вскользь, что в его губернию въезжаешь, как в рай, дороги везде

бархатные… Полицмейстеру сказал что-то очень лестное насчет городских будочников…”

– удивительную способность приспосабливаться к новому собеседнику демонстрирует Чичиков в разговорах с помещиками. Достаточно сравнить беседы с Маниловым и Собакевичем о городских чиновниках.

Беспринципное подстраивание Павла Ивановича под очередного собеседника отражает

предельную расчетливость героя: из общения с тем или иным человеком он старается

извлечь конкретную выгоду . Свою роль играют, конечно, знание реальной жизни и определенные актерские способности. Рисуя в первой главе портрет Павла Ивановича, Гоголь специально подчеркивает “неопределенность”, “аморфность” Чичикова: “В бричке сидел господин, не

красавец, но и не дурной наружности, ни слишком толст, ни слишком тонок; нельзя

сказать, чтобы стар, однако ж и не так, чтобы слишком молод”. Такая внешность позволяет герою быстро менять психологические маски . Следует еще раз подчеркнуть, что все “таланты” Павла Ивановича служат лишь одной цели – обогащению (умелые спекуляции

в городском училище, новый способ получения взяток на “хлебном местечке”,

строительство казенного дома и обворовывание казны, сговор с контрабандистами во время службы на таможне, афера с мертвыми душами).

Искренние человеческие чувства чужды Чичикову. Радость доставляет ему только одно –

выгодная сделка. Вспомним, что он даже “поет” после того, как удается выгодно приобрести мертвые души у Плюшкина. Пошлость Чичикова проявляется и в размышлениях о красивой блондинке, встреченной после посещения Ноздрева. В голову героя приходит мысль не о красоте, а о возможном богатстве незнакомки: “Ведь если, положим, этой девушке да придать тысячонок двести приданого, из нее

бы мог выйти очень, очень лакомый кусочек”.

Образ пошляка Чичикова, как мне кажется, универсален, не привязан к какому-то

определенному историческому времени. “Чичиковщина” отнюдь не исчерпывается одним

стяжательством. Она представляет собой силу суетной пошлости, внутренней пустоты,

мелочности, фальши. И она, к сожалению, проявляет себя в любую эпоху…

В финале поэмы Гоголь намечает некоторые перспективы духовного возрождения героя , размышляет над возможностью преодоления пошлой “омертвелости”, “нетронутости” мира. Преодоление зла заключается, по мысли писателя, не в социальном переустройстве общества, а в раскрытии неисчерпаемого духовного потенциала русского народа. Возникает образ бесконечной дороги и несущейся вперед птицы-тройки. В этом неукротимом движении чувствуется уверенность Гоголя в великом предназначении России, в возможности

духовного воскресения человечества.



1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)

Что такое “Чичиковщина”?