Изучая литературу, мы видели, что очень многие герои русских писателей с большой симпатией относились к такой неоднозначной фигуре, как Наполеон. Через симпатию к нему, даже увлечение им прошли такие герои русской литературы, как Онегин, князь Андрей Болконский, Родион Раскольников. И каждый из них сумел выбрать, услышать, рассмотреть и увидеть в Бонапарте те черты и человеческие качества, которые позволили многое узнать о Наполеоне.
Следует сказать, что отношение к Наполеону в разное время и у разных писателей тоже было разное: от романтического
Мы все глядим в Наполеоны: Двуногих тварей миллионы Для нас орудие одно, Нам чувство дико и смешно,
Писал А. С. Пушкин в романе “Евгений Онегин”. Мировая слава, завоеванная за какие-нибудь тринадцать лет безвестным корсиканцем Бонапарте; фантастический путь от капрала до императора, пройденный Наполеоном, – все это вскружило голову многим молодым людям и во Франции, и в России. В кабинете Онегина стоял “столбик с куклою чугунной, под шляпой, с пасмурным челом, с руками, сжатыми крестом”, – модная тогда статуэтка Наполеона.
В Наполеоне видели яркую, выдающуюся личность, которая сумела доказать всему миру свою силу и величие.
Молодой русский человек Родион Раскольников, живший гораздо позже Наполеона, поставил перед собой вопрос: имеет ли он право убить одинокую старуху-процентщицу, чтобы завладеть ее богатством и употребить его для благих целей? Заранее оправдывая свой поступок, он размышлял о Наполеоне: ведь ему же история простила множество погибших на войне во имя великих целей. Для многих героев русской литературы Наполеон был кумиром. Но, “переболев” им, они часто приходят к его отрицанию. Так, князь Андрей Болконский разочаруется в Наполеоне на поле Аустерлица, когда, объезжая страшное поле битвы, Наполеон остановится над ним, тяжелораненым, и театрально произнесет: “Какая прекрасная смерть”.
У Пьера Безухова переоценка произойдет чуть позже, когда Наполеон с войсками войдет в пустую, оставленную русскими Москву.
А что же привлекало Жюльена Сореля в Наполеоне? Герой романа Стендаля -“Красное и черное”, написанного в 1830 году, мечтает вслед за Наполеоном пройти столь же блестящий путь. Он видит перед собой созданный его воображением образ императора.
Жюльен с детства мечтал стать военным. Его привлекало в Наполеоне то, что безвестный и бедный поручик прославился с помощью только своей шпаги, стал владыкой мира.
Для Сореля слова “богачи” и “наглецы” были одной категории, и совесть Жюльена Сореля нашептывала ему: “Вот оно – это грязное богатство, которого и ты можешь достигнуть и наслаждаться им, но только в этой компании. О Наполеон! Как прекрасно было твое время, когда люди завоевывали себе положение на поле битвы!” Испытывая отвращение к людям, подобным господину Вально, которых “за сто лье от Парижа называют пройдохой”, он каждый раз думал и “тосковал” о временах Наполеона, которые ассоциировались у Жюльена с честным и достойным поведением людей.
В эпоху Наполеона Жюльен Сорель мог бы благодаря своей энергии и воле прославиться на поле боя, совершить подвиг. Но нынешнему обществу не были нужны такие люди, как он. Место в обществе зависит от денег и происхождения.
И Стендаль вместе со своим героем Жюльеном Сорелем тоскует о чистом и честном поединке Наполеона в открытом бою за достойное положение человека в жизни.
Что привлекало Жюльена Сореля в Бонапарте?