“Преступление и наказание” – один из наиболее значительных романов Ф. М. Достоевского, в котором с особой силой и убедительностью он выразил свой протест против несправедливости общества, основанного на эксплуатации и унижении человека. В произведении остро звучит скорбь писателя о поруганном и униженном человеке, обреченном на одиночество и страдания. С огромным художественным мастерством автор раскрывает весь ужас унижения человека бедностью, нищетой, равнодушием, отражает царящее в обществе того времени поругание чести и достоинства
Достоевский с необыкновенной глубиной изображает весь трагизм жизни социальных низов – отверженных большого города. Именно бедственное положение семьи и его самого ставят Родиона Раскольникова на край гибели, толкают на совершение преступления. Герой не может терпеливо ждать и терпеть нужду, для того чтобы выучиться и лет через десять упорного труда занять приличное положение в обществе – за это время погибнут его мать и сестра. Человек отзывчивый и великодушный.
Раскольников оказался в тупике, когда идти больше некуда. Продолжать прежнюю жизнь, быть молчаливым свидетелем унижения и нравственной гибели родных он уже не может. Ему необходимо непременно что-нибудь сделать или отказаться от жизни совсем.
Достоевский показывает, что сама идея Раскольникова вытекает из тех жизненных условий, которые окружают героя, бедного студента, вынужденного существовать в “черепашьей скорлупе” своей каморки – крошечной клетушке шагов шесть длиной, с желтыми, пыльными, отставшими от стены обоями и низким давящим потолком. Это его жилище до боли напоминает и комнатку Сони, которая имела вид неправильного четырехугольника, что придавало ей уродливый вид. Все это пространство, состоящее из “ужасно острых” и “слишком безобразно тупых” углов, в которое втиснута жизнь героев, наиболее ярко отображает безвыходность той ситуации, в которую их поставило общество и выйти из которой они не в состоянии.
Именно в этой духоте узких улочек, в тесноте перенаселенных квартир разворачивается драма жизни таких униженных и оскорбленных людей, как семьи Раскольниковых и Мармеладовых. Здесь, в этом мире, право человека на существование покупается только ценой постоянных сделок с совестью. К этому миру, по словам
Д. И. Писарева, “неприложимы правила и предписания общепринятой житейской нравственности”.
На своеобразное преступление толкает нищета и безысходность и Соню Мармеладову. Автор открыто, без прикрас, показывает, насколько безжалостна жизнь к людям, сломленным горем и обездоленностью. Весь трагизм положения героини, вся боль за униженного человека, горькое разочарование в справедливости миропорядка звучат в словах Раскольникова: “Я не тебе поклонился, я всему страданию человеческому поклонился”, “Аи да Соня! Какой колодезь, однако, сумели выкопать! И пользуются… ко всему-то подлец человек привыкает!”.
В отличие от Родиона, Соня готова свою участь “падшей” принять как “божий промысел”, искупительную жертву, принесенную ради будущего несчастных детей Катерины Ивановны. Готова пожертвовать собой и любимая сестра Раскольникова, Дуня, соглашаясь выйти замуж без любви за циничного дельца Лужина, с тем, чтобы помочь брату, дать ему возможность закончить университет. Таким образом, Родион попадает в положение, аналогичное положению Сонечки.
Достоверно, психологически тонко изобразил Достоевский все обстоятельства падения Сони. Нищета, мучения голодных детей и крики озлобленной мачехи толкают героиню на улицу. А Катерина Ивановна просто “не замечает, как это все нельзя, чтобы справедливо было в людях, и раздражается”.
Предельная бедность, сиротство, постоянные попреки куском хлеба, пьяный отец и отчаянная безысходность образовали вокруг Сони замкнутый круг. Муки и повседневное унижение честной и беззащитной девушки невыносимо тяжелы, но выхода из создавшейся ситуации у нее нет. Однако у Сони, несмотря на ее покорность, очень сильный характер.
Она руководствуется твердыми принципами, живет по законам сердца, не изменяя своей человеческой натуре. Совершенное ею преступление – преступление не над другими, а над собой. И решается она на это во имя любви к близким, принеся себя в жертву ради их жизни.
Сама история жизни Сонечки Мармеладовой, ее горькая судьба, так же, как и судьба Родиона Раскольникова, выступают в романе прямым обвинением все тому же миру насилия и эксплуатации. Не пойди Соня на свой отчаянный шаг, ее домочадцы умерли бы с голоду. Согласись Родион на жертву сестры, любимые ему люди упали бы в эту пропасть, из которой нет пути обратно.
Не случайно, что именно в лице Сони Раскольников встречает человека, который уже пробуждается в нем самом и которого он еще преследует как слабую и беспомощную “дрожащую тварь”, хотя и ощущает его рост в своей душе. Он хотел найти в Сонечке союзницу по преступлению: “Ты тоже преступила, ты загубила
жизнь свою”, – говорит он. Но на самом деле, он находит союзницу по наказанию. “Нет, нет тебя несчастнее никого теперь в целом свете”, – восклицает она в ответ на его признание. Именно она, Соня, обращает Родиона на путь покаяния – она читает ему легенду из Евангелия о воскрешении Лазаря. И это символ возможного возрождения самого Раскольникова, который действительно находит в себе для этого необходимые нравственные силы.
Таким образом, путь обновления героя – это путь признания народной веры, народного взгляда на жизнь, который исповедует Сонечка.
Что общего в судьбе Сони Мармеладовой и Родиона Раскольникова