С давних пор культура Франции была щедра на сочинителей особого склада, успешно вторгавшихся в пограничную область между философией и словесностью. Именно французское слово “моралист” и подразумевает выражение в одном лице мастера пера и мыслителя, раскрывающего в своих книгах загадки человеческой души, подобно Монтеню, Паскалю и Ларошфуко в XVII, Вольтеру, Руссо в XVIII веке. Франция XX столетия породила очередное созвездие таких моралистов: Мальро, Сартр, Камю…
Когда погиб Камю, Сартр писал: “Его упорный гуманизм, узкий, суровый
Камю полемизировал и с христианством, и с марксизмом. Ему удалось очень убедительно и достоверно, оставшись защитником своего поколения, передать моральный климат середины трагического XX столетия.
Чтобы ответить на вопрос темы, следует прочитать не только “Постороннего”, но и роман “Чума”, о котором критика писала в 1949 году: “В этом стройном произведении, столь безмятежном на вид, звучит много различных голосов. В нем уживаются одновременно абсурд и бунт, безразличие и страсть, холодность и восторженность, ощущение вечного и сиюминутного”.
Камю о романе “Чума” сказал четче: “Содержание “Чумы” – борьба европейского Сопротивления против фашизма. Основные вопросы: абсурдность бытия, свобода человека, его выбор перед лицом смерти”. И приходит к выводу, что “есть больше оснований восхищаться людьми, чем презирать их”.
В конце 30-х годов XX века А. Камю написал книгу философских эссе: “Миф о Сизифе”. Книга является выражением трагического оптимизма А. Камю. Герой греческой мифологии, коринфский царь Сизиф, осужденный богами на тяжелый и бесполезный труд, становится для А. Камю символом “абсурдного человека” . Но главная мысль: надо вести неустанную борьбу со всем бесчеловечным в жизни.
Замысел романа “Посторонний” возник в 1937 году. Тема определена автором так: человек, который не хочет оправдываться. Он предпочитает сохранить о себе то представление, которое сложилось о нем у окружающих.
Он умирает, довольствуясь сознанием своей правоты.
“Посторонний” вышел в свет в 1942 году и имел огромный успех, надолго став одним из читаемых произведений французской литературы XX века. “Если бы через несколько веков осталась только эта короткая повесть как свидетельство о современном человеке, то ее было бы достаточно, чтобы познакомиться с человеком XX века”, – так характеризовала критика этот роман Камю.
Произведение отразило мировоззрение Камю, которое более всего отвечает умонастроению “философии существования”, или экзистенциализма. Эту философию исповедует и его герой Мерсо: жизнь идет своим чередом, и рано или поздно настанет время, когда всем избранникам вынесут смертный приговор. И эта истина делает сомнительным в глазах героя Камю все принятые правила совместного человеческого общежития. Мерсо – это экзистенциалистский вариант “естественного человека” Ж.-Ж.
Руссо.
Друг А. Камю после прочтения “Постороннего” отметил влияние Ф. Кафки на стилистику романа. А. Камю ответил, что он “учился у Кафки духу, но не стилю”.
Мало кто из писателей XX века сумел сказать о человеке столько нового и так, как это сделал Камю. Поэтому становится понятным признание особенностей прозы Камю и присвоение ему в 1957 году Нобелевской премии за литературные произведения.
Что нового внес Камю в художественное и философское понимание человека?