Что дает основание Вл. Ф. Ходасевичу утверждать, что “поэзия Лермонтова – поэзия страдающей совести”?
Размышляя над тезисом Вл. Ф. Ходасевича, обратитесь к биографическим сведениям из жизни поэта: изгнанию, клевете, унижениям. Укажите также отражение нравственных катаклизмов эпохи безвременья в самоощущении поколения 1830-40-х гг., ведь даже среди веселья дух лирического “я” М. Ю. Лермонтова “страждет и грустит”. Предсказание ранних стихов сбывается:
За дело общее, быть может, я паду
Иль жизнь в изгнании бесплодно
Отметьте сочетание в сюжете и стилистике его стихотворений отрицания света, жизни своего поколения, мира, в котором жил, с тоской по идеалу; сложность мироощущения поэта, выразившуюся в стихотворениях “Монолог”, “Одиночество”, “Чаша жизни”.
Подчеркните, что рефлексия лермонтовского героя выливается в формы исповеди, мольбы, монолога. Лирические произведения М. Ю. Лермонтова полны противоречивых столкновений веры и неверия, жажды гармонии и ее отрицания. Жажда дерзновенного бытия роднит героя М. Ю. Лермонтова с Дж. Г. Байроном и Наполеоном (“Наполеон”). Гордость сердца, мужественность борьбы, пылкость чувств находит отражение и в произведениях, исполненных социального критицизма (“Из-под таинственной холодной полумаски…”, “Как часто, пестрою толпою окружен…”). Ранее, в знаменитом послании “Смерть поэта”, М. Ю. Лермонтов скажет о “Божьем суде”, восприняв трагическое событие с эмоциональным надрывом и верой в высшую справедливость. Само определение, данное А. С. Пушкину, может быть в полной мере отнесено и к его преемнику – “невольник чести”.
Подводя итоги, укажите, что с наибольшей силой тема певца, живой совести народа, звучит в стихотворении “Пророк”. Поэт не идеализирует историю Родины в одноименном произведении, поскольку ее слава куплена кровью; он бросает политические обвинения действительности в стихотворении “Прощай, немытая Россия…”. Тема позднего раскаянья найдет свое развитие в “Думе”:
И прах наш, с строгостью судьи и гражданина,
Потомок оскорбит презрительным стихом,
Насмешкой горькою обманутого сына
Над промотавшимся отцом.
Что дает основание Вл. Ф. Ходасевичу утверждать, что “поэзия Лермонтова – поэзия страдающей совести”?