И. А. Бунин. Рассказы
“Чистый понедельник”
История создания
Новелла “Чистый понедельник” входит в книгу И. А. Бунина “Темные аллеи”. Над этой книгой писатель работал с 1937 по 1945 год. Эти годы были для него очень тяжелыми. Сначала – нужда, да и просто бедность, после того как была прожита и вдобавок в значительной части роздана нуждающимся писателям Нобелевская премия, которую И. А. Бунину присудили в 1933 году за “Жизнь Арсеньева”. Затем последовали годы фашистской оккупации. Всю войну И. А. Бунин прожил в Грассе,
В дневниках писателя часто встречаются записи о его работе над рассказами. В ночь с 8 на 9 мая 1944 года, во время работы над новеллой “Чистый понедельник”, которую сам И. А. Бунин очень любил, он записал в дневнике: “Час ночи. Встал из-за стола – осталось дописать несколько страниц “Чистого понедельника”. Погасил свет, открыл окно проветрить комнату – ни малейшего движения воздуха; полнолуние, вся долина в тончайшем тумане, далеко на горизонте нежный розовый блеск моря, тишина, мягкая свежесть молодой древесной зелени, кое-где щелканье первых соловьев… Господи, продли мои силы для моей одинокой, бедной жизни в этой красоте и работе!”
Особенности жанра. Композиция
Жанр цикла “Темные аллеи” – книга. Это явление “серебряного века”. Хотя книга создавалась в 30-40-е годы, но по художественно-эстетическим принципам она примыкает к литературе рубежа веков. В книгу И. А. Бунина входят рассказы (“Темные аллеи”, “Руся” и др.), новеллы (“Кавказ”, “Галя Ганская”, “В Париже” и др.) и лирические миниатюры (“Дурочка”, “Качели”, “Часовня” и др.).
“Чистый понедельник” – это новелла. Новелла – малый прозаический жанр, сопоставимый по объему с рассказом, но отличается он него острым центростемительным сюжетом и композиционной строгостью. Для новеллы характерно наличие так называемого pointe – поворотного пункта. В “Чистом понедельнике” таким новеллистическим пуантом является неожиданный уход героини в монастырь.
И. А. Бунин виртуозно многообразен в построении сюжета. В “Чистом понедельнике” плавный сюжет, который сочетается с неизменностью эстетики внешних описаний. Говоря о неиерархичности художественного мира И. А. Бунина, можно заметить, что “Чистый понедельник” – новелла о любви – содержит описание еды: расстегаи с налимьей ухой, розовые рябчики в крепко прожаренной сметане и шоколад, стопки блинов, залитых сверх меры маслом и сметаной, и т. д. Подобное можно встретить и в других любовных новеллах А. И. Бунина (“Солнечный удар”, “Темные аллеи”, “Муза”, “В Париже” и др.). Как будто свободная непредсказуемая жизнь, состоящая из человеческих судеб, представленных в какой-то момент, жестко вписывается в массив бытия, не только независимого от этих судеб, но и диктующего им свои законы. Над всем рассказанным господствует и все предопределяет Универсум. Только универсальные онтологические законы взаимодействия полюсов могут прояснить те таинства души и судьбы человека, пред которыми бессильна психология.
Пафос бунинского мира – это ценность Единичного при целостности Единого. Прелесть конкретного, ценность единичного, неповторимость индивидуального включены в космический контекст.
Темы, мотивы, символы
“Темные аллеи” можно назвать энциклопедией любви. Самые различные моменты и оттенки чувств, возникающих между мужчиной и женщиной, занимают писателя; он вглядывается, вслушивается, угадывает, пытается вообразить всю “гамму” сложных отношений героя и героини.
По И. А. Бунину, в жизни все слито и переплетено. Любовь, высокая и странная, существующая рядом с бытом и повседневностью, соседствующая со смешным и безумным, – это было в прошлом, это почти настоящее, это может быть всегда. Любовь – основная форма проявления космической жизни. Она – единственная, дает невиданное, но короткое счастье гармонического бытия, приобщения к сокровенным глубинам жизни, и она же таит в себе неумолимую катастрофичность, неотвратимо несет трагедию. Она безличностна, исходит не из человека, а “сваливается” на него извне и навсегда выбивает не только из колеи повседневного существования, но и за пределы его скромной личности.
И. А. Бунин и в прозе действует как поэт: он не нуждается в такой промежуточной инстанции, как герой, чтобы внушить читателіб определенное душевное состояние. Состояние внушается непосредственно, а уже под его впечатлением читатель воспринимает и понимает героя, его душу и его поступки. Читатель не нуждается в подробном изображении души героя, чтобы понять, что с тем происходит. Автор вводит его в подобное же душевное состояние. Он не только без труда понимает загадки поведения героя, но, как это бывает с пониманием собственной душевной ситуации, часто он и не видит здесь никакой загадки. Поэтому не возникает желания углубиться в мотивы поступков героини “Чистого понедельника”.
Из литературы первой половины ХХ века
“Чистый понедельник”