Поэма Н. В. Гоголя “Мертвые души” рисует широкую панораму русской жизни 30-х годов XIX столетия. Она населена разнообразными персонажами, насыщена смешными и грустными событиями. Мы знакомимся с нравами губернского города N, гостим в патриархальных помещичьих усадьбах, наблюдаем за их обитателями. И все это благодаря господину средней руки, приехавшему в эти края по каким-то пока неясным, таинственным причинам.
Очаровав губернское общество, он наносит визиты окрестным помещикам, обращаясь к ним со странной просьбой – оформить как
0н раскрывает своего героя постепенно, повествуя о его похождениях. Каждая новая глава сообщает о нем новые подробности, раскрывая разные грани его характера. Следуя за писателем, попытаемся разобраться в сущности чичиковской натуры.
Вспомним, каким выступает герой на первых страницах поэмы. Сам автор описывает его как-то неопределенно: “…не красавец, но и не дурной наружности, ни слишком толст, ни слишком тонок”. Не характеристика, а сплошные отрицания! Далее Гоголь дает слово другим персонажам – губернским чиновникам и помещикам, которые аттестуют Чичикова как “благонамеренного”, “дельного”, “ученого”, “любезнейшего и обходительнейшего человека”. Судя по этим характеристикам, перед нами олицетворение “идеала порядочного человека”.
Но знаменитая гоголевская ирония даже в начале поэмы заставляет усомниться в столь лестной оценке. Например, автор пишет: “Говорил он ни громко, ни тихо, а совершенно так, как следует. Словом, куда ни повороти, был очень порядочный человек”.
Здесь писатель применяет свой излюбленный прием, когда вторая часть фразы, совершенно не связанная по смыслу с первой, резко снижает положительную характеристику героя и обнажает его истинную суть. Собственно, весь сюжет поэмы построен как разоблачение Чичикова. Ведь в центре повествования находится жульническая афера с куплей-продажей “мертвых душ”. В системе образов поэмы Чичиков стоит несколько обособленно.
Он играет роль помещика, путешествующего по своим надобностям, и по происхождению является им, но очень мало связан с барским поместным бытом. У него иная психология, чем у Манилова, Собакевича, Ноздрева и других помещиков. Он отличается от них энергией, деловой хваткой, целеустремленностью, но в моральном отношении ничуть не возвышается над ними. Значит, его можно отнести к чиновникам, тем более, что он сменил немало государственных мест службы.
Кроме того, многолетняя чиновничья деятельность накладывает отпечаток на его манеру поведения и речь. Недаром ему оказан в губернском “высшем” обществе такой радушный прием. Это говорит о том, что неверно было бы противопоставлять его этому обществу.
Автор постепенно раскрывает многочисленные “таланты” Чичикова, проявившиеся на чиновничьем поприще: беспринципность, карьеризм, угодничество, взяточничество, незаурядную выдержку и настойчивость. Но карьера чиновника всегда была для Чичикова не целью, а средством достижения богатства и довольства, которые воплотились в его мечте о помещичьей жизни. Чтобы осуществить свою цель, Чичиков задумал грандиозное мошенничество, которое он и старается осуществить в поэме.
Нельзя не обратить внимания еще на одну существенную особенность этого героя – удивительную способность к перевоплощению. В беседе с Маниловым перед нами предстает деликатнейший, чувствительный человек, который воспринимается как его двойник. А с Собакевичем он отчаянно торгуется, как кулак, делец, который ни за что не упустит своей выгоды.
С Коробочкой Чичиков разговаривает грубовато и резко, а с Плюшкиным разыгрывает роль сердобольного благодетеля, который просто пожалел “бедного и одинокого” старика. Таким образом, Чичиков постоянно натягивает на себя то одну, то другую маску, скрывая истинное отвратительное лицо мошенника, негодяя, подлеца. Уже после того, как характер героя становится совершенно ясным, Гоголь приводит в конце поэмы его подробную биографию, которая объясняет, как сложился, сформировался такой характер. Автор заставляет читателя перенестись в пору безмятежного детства Павлуши Чичикова.
Очевидно, формирование его характера началось с отцовского напутствия при отправлении его в городское училище. Павлуше особенно запомнился завет родителя угождать начальнику, а также беречь и копить копейку, ибо это самая надежная вещь на свете. Юный Чичиков еще в школе успешно претворял в жизнь эти отцовские наставления, проявляя недюжинную изобретательность и ловкость. Автор приводит многочисленные примеры, свидетельствующие о разнообразных средствах, благодаря которым герой не только сохранил свой капитал, но и сумел значительно нарастить его.
Среди невинных детских затей, вроде вылепленного из воска снегиря и дрессированной мыши, уже начинает проглядывать омерзительный облик будущего законченного подлеца. Об этом говорят такие факты, как продажа друзьям полученного от них же угощения, угодничество и смирение перед учителем, которому он после окончания школы отказался помочь в бедственном положении. История с повытчиком и его дочерью еще ярче раскрывает низость и подлость Чичикова, его стремление использовать людей для достижения своих корыстных целей. Чем больше мы узнаем о герое, тем отвратительнее становится его облик. Его душой всецело владеет страсть к накоплению, стяжательству.
На достижение этих целей направляются все его незаурядные силы и способности. В его душе нет никаких увлечений и страстей, кроме страсти к богатству, никаких нравственных принципов. Чичиков закономерно превращается в прожженного дельца, рыцаря наживы. Его внешне благообразный вид с налетом культуры скрывает звериную жажду накопления.
В образе Чичикова Гоголь вывел нового человека, буржуа, предпринимателя, представителя нарождающегося мира капитализма. Он определен автором как “мертвая душа”, воплощенная пошлость, мерзость и подлость. Образ Чичикова благодаря широте художественного обобщения породил понятие чичиковщины.
Чичиков – рыцарь наживы