Среди огромных богатств классической литературы комедия Александра Сергеевича Грибоедова “Горе от ума”, законченная в 1824 году, занимает особое место. Она полна молодости и свежести, отличается живостью драматического действия, яркими и сочными характерами. Эта комедия, рассказывая о далеком прошлом, обращает читателя и зрителя к настоящему. Основной конфликт в ней – борьба нового, передового со старым, отжившим, “века нынешнего” с “веком минувшим”.
В этом смысл борьбы Чацкого с идеалами московского дворянства, в глазах
История жизни Чацкого в пьесе намечена отдельными штрихами. Детство в доме Фамусова, затем служба в полку “назад тому пять лет”, Петербург – “с министрами связь, потом разрыв”, путешествие за границу – и возращение к сладкому и приятному “дыму отечества”. Чацкий молод, но за плечами у него уже много жизненных событий.
Не случайно он так наблюдателен и хорошо понимает людей.
Автор неоднократно подчеркивает в комедии ум Чацкого, ясный, острый, отличающийся, впрочем, “несколько рассудочным подходом к жизни”. Чацкий учился за границей. Кроме научных истин, он там еще набрался “новых правил”.
В эти годы беспокойная Европа все еще кипела страстями великих битв – еще и полувека не прошло после революции 1789 года во Франции, и революционные вихри, поднятые ею, бушуют то в Италии, и то в Испании. Наш герой был, по всей вероятности, свидетелем этого и возвратился на родину полный мыслей о свободе личности, равенстве и братстве. Но что его ждет в Москве?
Его милая Софья, к которой он мчался “сорок пять часов, глаз мигом не прищурив, верст больше семисот…”, полюбила другого, секретаря отца, Молчалина. Для Чацкого это тяжелый удар, потому что его горячая, искренняя любовь глубока и постоянна. Кроме того, он чувствует себя оскорбленным выбором Софьи.
Как могла она, умная, развитая девушка, отдать предпочтение Молчалину, который не смеет даже “своего суждения иметь”?
Но, к сожалению, это не единственное разочарование, ожидающее Чацкого в Москве. Возвращаясь полный надежд домой, наш герой предвидел встречу с представителями фамусовского общества. “Жить с ними надоест”, – говорит он Софье при первом свидании, тут же утешая себя: “И в ком не сыщешь пятен”. Но он был все же уверен, что фамусовщина – это лишь осколок “века минувшего “. Однако реальная действительность оказалась куда более мрачной. Даже старые друзья были заражены фамусовщиной.
Прежний друг Горич, совсем еще недавно полный жизни, теперь “на флейте твердит “дуэт а-мольный” и жалуется на здоровье. Разговор с Репетиловым раскрывает Чацкому поверхность и пустоту либерализма многих, ничтожность собраний “либералистов”, происходящих в Английском клубе. А общение с другими представителями фамусовского общества стало для Чацкого вообще драматичным.
И это вполне закономерно. В обществе московских “тузов”, где все живут, “на старших глядя”, где ценят лишь богатство и чин, где боятся правды и просвещения, Чацкий стоит на особом месте, за это многие дворяне ненавидят и преследуют его. Что же отличает этого героя от его противников? Ум, искренность, прямота – вот что отличает Чацкого от многих его сверстников в московском обществе. Молчалин как будто умен.
Если мы познакомимся с ним поближе, то увидим, что главное в нем – хитрость, изворотливость, коварство. Скалозуб прям и откровенен, но зато он “слова умного не выговорил сроду”. И лишь Чацкий соединяет в себе ум и честность – качества очень важные для настоящего человека.
Фамусовскому пониманию человека, “пусть плохонького”, но богатого, который “не в войне, а в мире берет лбом”, Чацкий противопоставляет свой идеал:
Не требуя ни мест, ни повышенья в чин, В науки он вперит ум, алчущий познаний.
Совершенно разное представление о службе имеют представители двух лагерей. Для Фамусова образцом отношения к служебным обязанностям является Максим Петрович, который “сгибался вперегиб “, если нужно было “подслужиться”. У Чацкого на этот счет противоположное мнение: Служить бы рад, прислуживаться тошно.
В противовес Фамусову и его окружению Чацкий лишен аристократического презрения к людям низшего звания. В своем монологе “А судьи кто?” Чацкий гневно обрушивается на тех, кто
Грабительством богаты, Защиту от суда в друзьях найдя, в родстве, Великолепные соорудя палаты, Где разливаются в пирах и мотовстве.
Он также обвиняет представителей “века минувшего” в косности, отсутствии движения:
А судьи кто? За древностию лет К свободной жизни их вражда непримирима, Сужденья черпают из забытых газет Времен очаковских и покоренья Крыма.
Можно еще много говорить о Чацком, но уже и сейчас понятно, что его противники не могут простить всех его обвинительных речей. Поэтому фраза, брошенная вскользь Софьей: “Он не в своем уме”, пришлась очень кстати. Все с удовольствием поверили в сумасшествие Чацкого, так как хотели в это верить.
Униженный и оскорбленный, Чацкий произносит свой последний монолог, в котором со всей силой негодования обрушивается на мир Фамусовых. Наш герой покидает Москву. Что это значит? Может быть, то, что он “лишний человек”, как Онегин или Печорин? Может быть, будет он путешествовать в поисках приключений, пока не получит пулю в лоб?
Нет! Еще Гончаров в своей статье отметил, что Чацкий как личность несравненно выше и умнее Онегина и лермонтовского Печорина. Он искренний и горячий деятель, а те – паразиты, “изумительно начертанные великими талантами как болезненные порождения отжившего века”.
Комедия оказалась ответом А. С. Грибоедова на острую потребность его времени в оригинальной, высокохудожественной, общественно значимой, социальной комедии. С тех пор прошло уже очень много времени. Свое общественное значение комедия, безусловно, уже утратила, но художественное – нет.
Театры и ныне собирают полные залы, когда на сцене идет “Горе от ума”.
Борьба Чацкого с фамусовским обществом