, английский писатель и критик. Ирландец по национальности. Окончил Оксфордский университет . Сборник “Стихотворения” имел успех.
Под влиянием лекций Дж. Рескина об искусстве увлекся идеями так называемого эстетического движения, проповедовал необходимость возрождения красоты в повседневной жизни как средства преодоления практицизма буржуазного общества. В 1882 совершил турне по городам США, выступая с лекциями по эстетике; в США издал революционную мелодраму “Вера, или Нигилисты” , выразившую бунтарские настроения молодого
Душевный надлом получил отражение в поэме “Баллада Редингской тюрьмы” и в посмертно опубликованной исповеди “De Profundis” . В обстановке социального и идеологического кризиса английской буржуазного общества конца 19 в. У. примыкал к антибуржуазному направлению в литературе и театре, в некоторой степени испытав влияние идей социализма . Представление о том, что искусство не только самоценно, но первично по отношению к жизни, сближало его с декадентским эстетизмом и сторонниками “искусства для искусства”. Однако творчество У. было не лишено значительного жизненного содержания. Ранняя поэзия У. изысканно орнаментована, книжна, в ней сильно влияние французского символизма.
Наряду с этим в его творчестве звучат социальные мотивы. В “Балладе Редингской тюрьмы” декадентские мотивы любви на грани смерти сочетаются с горячим состраданием к несчастью человека. Сказки и “Стихотворения в прозе” У. лиричны, возвышенны по стилю и содержанию. “Кентервильское привидение”, “Преступление лорда Артура Севиля” – остросюжетные новеллы, пронизанные иронией.
Образец интеллектуального романа конца 19 в. – “Портрет Дориана Грея” . Украсив всем блеском своего стиля проповедь аморализма, вложенную в уста лорда Генри, У. вместе с тем признает, что культ красоты и жажда наслаждений не должны приводить к отказу от истинной нравственности. Однако современниками роман в основном воспринимался как проповедь эстетского аморализма. Трагедии “Герцогиня Падуанская”, “Саломея” , “Флорентийская трагедия” – попытки возрождения поэтической драмы больших страстей. Иной характер имеют светские комедии, полные остроумных парадоксов и эпиграмм на нравы господствующих классов: “Веер леди Уиндермир” , “Женщина, не стоящая внимания” , “Как важно быть серьезным” . Социально-критические мотивы сильны в комедии “Идеальный муж” , где изобличаются нечистые методы буржуазных карьеристов.
В критических статьях 80-х гг. У. осветил наиболее близкие ему явления современной английской литературы . Вместе с тем он высоко ценил народное песенное творчество, поэзию П. Беранже и с уважением писал о художественном мастерстве О. Бальзака, Л. Н. Толстого, И. С. Тургенева и Ф. М. Достоевского
Биография Уайльд Оскар