Биография Твен Марк

Твен Марк [псевдоним; настоящее имя Сэмюэл Ленгхорн Клеменс ] , американский писатель. Детство провел в городке Ханнибал . С 1853 скитался по стране, был лоцманом на Миссисипи, старателем на серебряных приисках Невады, золотоискателем в Калифорнии, журналистом. Широкую известность получил рассказ Т. на фольклорный сюжет “Знаменитая скачущая лягушка из Калавераса” . В 1867 Т. побывал в Европе и Палестине; книга об этой поездке “Простаки за границей” знаменовала триумфальное вступление фольклорного юмора в большую литературу. “Простаки”

полны гордости за свою страну, не знавшую феодального угнетения, раболепства и безземелья; юмор служит запальчивому утверждению национальной культуры. В 1872 Т. выпустил книгу о Дальнем Западе – “Закаленные” . Это автобиографические очерки, написанные также от лица “простака”, мастера смешной похвальбы и нарочито жестоких сравнений.

В романе “Позолоченный век” , написанном совместно с Ч. Д. Уорнером, отразилась эпоха спекуляций и афер после Гражданской войны в США, время “бешеных денег” и обманутых ожиданий. Порой сатира молодого Т. горька, но большинство его всемирно известных рассказов, написанных в начале 70-х гг. и вошедших в сборнике “Старые и новые очерки” , заразительно веселы. Окрашивающий их буйный юмор передает ощущение еще не растраченных сил американской демократии, умеющей посмеяться над собственными слабостями.

Маска “простака” и прием комического приведения к абсурду помогают вскрыть алогизм привычного. В 1871-91 Т. жил в Хартфорде . Писателю “границы” трудно дышалось в атмосфере Новой Англии с ее литературными и моральными табу, буржуазные круги вызывали у него все большее критическое отношение . В 1875 в “Атлантик мансли” Т. напечатал очерки “Старые времена на Миссисипи”; в 1876 опубликованы “Приключения Тома Сойера”; в 1883 вышла книга “Жизнь на Миссисипи”, где к очеркам о старых временах добавлена современного хроника; в 1884 в Англии появились “Приключения Гекльберри Финна”. Дистанция между прошлой и нынешней Америкой ощутима во всех этих книгах. Освобождаясь от иллюзий, Т. и в американской демократии прошлого видит немало жестокого и дикого.

В его книгах о прошлом, отмеченных критической остротой и углублением в повседневность, возникла концепция Америки, поныне остающаяся современной. В автобиографическом “Томе Сойере” мир детства защищает себя от натиска благопристойности и благочестия. В “Жизни на Миссисипи” прославлена “великая лоцманская наука”.

Начало и конец романа о Геке посвящены тем же мальчишеским приключениям, что и “Том Сойер”, но здесь это только обрамление: в основной части книги острокритически изображается американская глушь, с ее атмосферой повседневной жестокости и корысти. Роман написан от лица Гека, американская жизнь дается в его восприятии. Образ бездомного героя углубился – прежнее его простодушие сочетается с редкой отзывчивостью.

В совершенно реальном и одновременно поэтическом образе беглого негра Джима тоже есть внутренняя перспектива: по-детски доверчивый знаток примет наделен душевной щедростью и деликатностью. Оба этих простодушных изгоя, плывущих по чистой реке мимо неприглядных городишек, близки писателям 20 в. У. Фолкнер назвал их в числе своих любимых героев. Известно высказывание Э. Хемингуэя: “Вся современная американская литература вышла из одной книги Марка Твена, которая называется “Гекльберри Финн” . Эти слова имеют в виду и глубокое постижение Америки через провинцию, и поэзию книги, контрастирующую с фальшью и сонным благополучием, и свободную композицию романа, и смелое обновление литературного языка, включающего просторечие, сленг, негритянские диалектизмы. Всю жизнь Т. занимала проблема средневековья.

Иерархическое общество прошлого, возмущавшее его демократическую натуру, представлялось ему гротескным. В 1882 Т. опубликовал повесть “Принц и нищий”, где аллегорический рассказ задорно отрицает мир социальных привилегий и перегородок. Боевой плебейский оттенок несет остропародийный роман Т. “Янки из Коннектикута при дворе короля Артура” . В начале 90-х гг. в жизни Т. настала тяжелая пора. Крах его издательской фирмы вынудил писателя лихорадочно много работать, предпринять годовое путешествие вокруг света с чтениями публичных лекций.

Новый удар нанесла смерть дочери. Многие страницы, написанные Т. в последние два десятилетия его жизни, пропитаны чувством горечи. В нередко мизантропических суждениях героя повести “Простофиля Вильсон” вывернуты наизнанку традиционные верования американских мещан. Горькое разочарование в буржуазной демократии заставляет позднего Т. обнажать иллюзорность воспринятых с детства идеалов и норм.

В повести “Таинственный незнакомец” он пересматривает основные мотивы своего творчества. Вольное детство у реки в духе “Тома Сойера” вписано тут в мрачную картину средневековых нравов. Глумящиеся над человеческим самообольщением речи Сатаны впитали безысходную горечь Т., но в его уста вложены и знаменитые слова об оружии смеха, перед которым ничто не устоит.

В 20 в. Т. – признанный классик мировой литературы и при этом подлинно национальный писатель, открыватель той Америки, где трагическое соседствует с комическим, ужасное – с поэтическим. Один из величайших юмористов нового времени, Т. – также любимый детский писатель. В России Т. оценили рано: в 1872 в “Биржевых ведомостях” появился перевод его рассказа о скачущей лягушке, в 1874 в “Отечественных записках” печатался “Позолоченный век” . О Т. тепло отзывались М. Горький, А. Куприн. В СССР традиционная популярность Т. еще более упрочилась



1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (2 votes, average: 3.00 out of 5)

Биография Твен Марк