Биография Панферов Федор Иванович

Панферов Федор Иванович , русский писатель. Родился 20 сентября 1896 в с. Павловка Саратовской губ. в семье крестьянина-бедняка, с 10 лет работал в родном селе подпаском, затем в городах Поволжья, куда гнал его голод, “мальчиком” в купеческой лавке, подсобным рабочим. Недолго проучившись в Вольской учительской семинарии, после Октябрьской революции занимался советской и хозяйственной деятельностью, редактировал уездную газету, работал в уездном комитете РКП , в им же созданной сельхозкоммуне . В 1923-1925 учился в Саратовском университете. В 1924-1931

редактировал “Крестьянский журнал” , регулярно выступая со злободневной публицистикой. Уже с 1920-х годов “пролетарский писатель”, “развернувший с пролетарских позиций острую критику частнособственнических деревенских отношений”, Панферов состоит в руководстве РАПП, с 1931 до конца жизни – главный редактор “рапповского” журнала “Октябрь”.

Первый его рассказ Перед расстрелом опубликован в саратовском журнале “Горнило”. Писал пьесы для крестьянских театров о социалистических преобразованиях на селе – Дети земли , Пахом , Мужики , Бунт земли, Развал ; очерковые книги

Береговая быль, От деревенских полей , На реке Цне, В предутреннюю рань . Наиболее значительное произведение Панферова – роман Бруски , разросшийся в эпопейное полотно из небольшого очерка Огневцы, многократно переиздававшийся и получивший мощную поддержку всех сторонников скорейшей коллективизации села, преодоления инстинкта собственничества, “власти земли”, “идиотизма деревенской жизни” и прочих составляющих векового бытия традиционного русского крестьянства. “Боевым донесением из деревни, содрогающейся от внутренней борьбы”, назвал роман Панферова А. В. Луначарский; “энциклопедия” деревенской жизни – вторили критики. В этих оценках отмечалось, с одной стороны, знание автором жизни села, ощущение изменчивости его эмоционально-мировоззренческой “ауры” , а с другой – тенденциозная заданность “полярной” расстановки образов . Неоднозначными явились для литературной общественности “сырой”, долитературный, колоритно-“необлизанный” и вычурно-корявый, манерно-натужный язык романа , натуралистическая грубость многих сцен, перенасыщенность персонажами и калейдоскопичность повествования, акцент на “докультурном”, “животном” начале в естественном человеке из народа.

Пророческим оказалось опасение Горького, активного участника острой полемики начала 1930-х годов вокруг Брусков, выросшей в одну из самых значительных в истории советской литературы “дискуссию о языке”, относительно “неспособности” или “нежелания” учиться их самобытного автора. Роль литературного вождя, члена правления Союза писателей СССР с 1934, депутата Верховного Совета СССР с 1946 и руководителя одного из крупнейших советских литературно-публицистических журналов хотя и не исказила, судя по ряду воспоминаний, доброй и по-своему порядочной натуры Панферова, оказавшего поддержку многим литераторам и не запятнавшего себя доносительством даже в самые провокационные годы, но и не способствовала совершенствованию его художественного мастерства. Поверхностная описательность, лозунговая риторика, ходульность образов, сюжетный мелодраматизм и фабульная неправдоподобность, частично проявившиеся уже в Брусках, а также стилистические бесцветность, “клишированность” и неряшливость стали характерными признаками большинства последующих произведений Панферова, неизменно конъюнктурно-злободневных и отвечавших каждому зигзагу “генеральной линии”.

Автор трилогии о Великой Отечественной войне и послевоенном строительстве Борьба за мир, 1945-1947; В стране поверженных, 1948; Государственные премии СССР, 1948, 1949; Большое искусство, 1954); трилогии Волга-матушка река, обращенной к проблемам сельского хозяйства . В творческом наследии писателя очерки из жизни тыла и фронта, военные повести Своими глазами и Рука отяжелела , пьесы 30-й год , Жизнь , посвященные любимым героям Панферова – крестьянам-волжанам, и Когда мы красивы , вызвавшая отрицательные оценки критики за эстетическое безвкусие, автобиографическая повесть Родное прошлое , Сказания о Поволжье , публицистические и литературно-критические статьи. Умер Панферов в Москве 10 сентября 1960.



1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (No Ratings Yet)
Loading...


Биография Панферов Федор Иванович