Биография Мережковский Дмитрий Сергеевич

Дмитрий Сергеевич Мережковский родился 14 августа 1866 года в Петербурге, в одном из императорских дворцов – Елагинском, в семье действительного тайного советника, столоначальника придворной конторы. Его прадед – Федор Мережки был войсковым старшиной на Украине и служил в Измайловском полку и, очевидно, тогда дед и сменил украинскую фамилию на русскую; в жилах бабушки текла кровь князей Курбских; дед по материнской линии – из крупного чиновничества – управлял канцелярией петербургского оберполицмейстера . В семье Мережковских было

девять детей – щесть сыновей и три дочери. Дмитрий – младший из сыновей. Чувство семьи было связано у Дмитрия Сергеевича с матерью. Они испытывали друг к другу взаимную нежность.

Она умерла 20 марта 1889 года, когда Дмитрию было 23 года…Отец был богат, но считал, что дети сами должны обеспечивать свою жизнь. Он умер в 1908 году, когда Дмитрий был в Париже. Мережковский сначала учился в третьей классической гимназии, затем, в 1884 году, он поступил на историко-филологический факультет Петербургского университета. Увлекся теориями О. Конта, Г. Спенсера, Дж.

С. Милля, Ч. Дарвина, проявил интерес к новейшей французской литературе. Постигал он и различные религиозные учения, а также сектантство. Тогда же Мережковского захватили народнические идеи. Первые стихи начал писать еще в гимназии.

Впоследствии сам определил их как подражание пушкинскому “Бахчисарайскому фонтану”. В 1880 году отец отвез сына к Ф. М. Достоевскому. Достоевский без восторга согласился прослушать стихи молодого человека, после чего подвел итог: “Чтоб хорошо писать – страдать надо, страдать!”. Встреча с Достоевским стала одним из глубочайших переживаний юности.

В том же году Мережковский познакомился с С. Надсоном, юнкером Павловского военного училища. Через восемь лет после этого знакомства вышел в свет первый сборник стихов Д. Мережковского, и в их мотивах, их тональности угадывалось некоторое влияние поэзии Надсона. Темы стихотворений Д. Мережковского 1880-х гг. – одиночество поэта : “Молчи, поэт, молчи: толпе не до тебя. До скорбных дум твоих кому какое дело? Твердить былой напев ты можешь про себя, – Его нам слушать надоело…

Не каждый ли твой стих сокровища души За славу мнимую безумно расточает, – Так за глоток вина последние гроши Порою пьяница бросает. Ты опоздал, поэт: нет в мире уголка, В груди такого нет блаженства и печали, Чтоб тысячи певцов об них во все века Во всех краях не повторяли. Ты опоздал, поэт: твой мир опустошен – Ни колоса в полях, на дереве ни ветки, От сказочных пиров счастливейших времен Тебе остались лишь объедки… Попробуй слить всю мощь страданий и любви В один безумный вопль; в негодованье гордом На лире и в душе все струны оборви Одним рыдающим аккордом, – Ничто не шевельнет потухшие сердца, В священном ужасе толпа не содрогнется, И на последний крик последнего певца Никто, никто не отзовется!” “Я хочу, но не в силах любить я людей: Я чужой среди них…”), опустошенность души , призрачность жизни и обманчивость чувств . Его лирический герой – мрачный романтик, разочарованный, отчаявшийся скептик, но и мечтатель, нечто средне между Онегиным и Ленским, Печориным и Грушницким.

В 1888 году Д. С. Мережковский предпринял путешествие по Закавказью, остановился в Боржоми и там познакомился с девятнадцатилетней Зинаидой Гиппиус. 8 января 1889 года, в Тифлисе, они обвенчались. Вскоре молодые переехали в Петербург.

В начале 1890-х годов Д. С. Мережковский сблизился с сотрудниками журнала “Северный вестник”, прежде всего с редактором А. Волынским. Вокруг “Северного вестника” объеденились первые русские символисты: Д. Мережковский, З. Гиппиус, Н. Минский, К. Бальмонт, Ф. Сологуб и другие. Выступления авторов “Северного вестника” имели серьезный резонанс. Они стали популярны. Популярной стала и поэзия Мережковского.

Его имя уже ассоциировалось с литературной элитой, его стихи читали на всевозможных журфиксах, а в 1892 году увидела свет его вторая поэтическая книга – “Символы. Песни и поэмы”. Тогда же он выступил с публичной лекцией “О причинах упадка и о новых течениях современной русской литературы”. В 1893 году лекция была издана отдельной книгой.

Работа Мережковского не наносила удар по эстетике русской классической литературы. Более того, в ней указывалось на наличие всех трех признаков нового искусства уже в творчестве Толстого, Тургенева, Достоевского, Гончарова. Новое искусство, по убеждению Мережковского, лишь продолжает эти тенденции классики. Союз с А. Волынским был недолгим.

Волынский далеко не все принимал в философии символизма, и его сближение с Мережковским произошло прежде всего на почве их хлопот о новой поэзии и негативного отношения к гражданским приорететам утвердившейся литературной критики. Первый роман Мережковского “Отверженный” опубликован в 1895 году на страницах журнала в урезанном и искаженном виде – сказалась редактура Волынского. Уже следующий роман – “Леонардо Да Винчи” в “Северном вестнике” напечатан не был.

Вскоре Мережковский сблизился с дягилевским окружением – художественные и литературные “Сливки” той поры, собрания которых проходили в доме С. П. Дягилева. В этой творческой атмосфере зародился блистательный ежемесячный журнал “Мир искусства”. Редакция расположилась в квартире Дягилева. Литературный отдел в журнале вел Д. В. Философов, с которым Д. Мережковский познакомился еще в 1892 году, когда тот еще был студентом Петербургского университета. С 1901 года началась их пятнадцатилетняя дружба.

Мережковский, Гиппиус и Философов объединились в тройственный союз, в общину единомышленников, смыслом существования которой стало утверждение идей Третьего Завета, царства Духа. По инициативе Д. Философова журнал предоставил свои страницы Мережковскому, Минскому, Розанову, Гиппиус, Шестову… Самая значительная литературно-критическая работа Мережковского, в которой он выступил и как религиозный мыслитель, – “Лев Толстой и Достоевский”- опубликована в “Мире искусства” . Религиозно-философское направление постепенно завоевывало журнальное пространство, что стало причиной недовольства Бенуа. В редакции обозначилось два полюса: философский и художественный.

В 1903 году эти разногласия выплеснулись на страницы “Нового пути” полемикой Бенуа с Мережковским. Однако своим интересам Мережковский не изменил: он целиком сосредоточился на религиозно-философских вопросах, на истории, современности и будущем христианства и Христианской Церкви. В 1902 году Мережковский занялся созданием литературного журнала “Новый путь”, первый номер которого вышел в свет в ноябре 1902 года.

В журнале печатались религиозные произведения, идеи Соловьева, отчеты с Религиозно-философских собраний. В апреле 1905 года синодальная власть запретила Религиозно-философские собрания. Мережковский, дабы удержать журнал на плаву, написал роман “Петр и Алексей”.

Политическую тему в журнале был приглашен вести С. Булгаков. Разногласия между Мережковским и группой Булгакова привели к тому, что Мережковский вместе с Гиппиус добровольно устранились от сотрудничества в журнале, сохранив дружеские отношения с Булгаковым и редакцией в целом. Еще в 1890-е годы Мережковский начал писать первую трилогию, в которой выразил свою философию истории и свой взгляд на будущее человечества.

Трилогия получила название “Христос и Антихрист”. В 1904 году произошла личная встреча Мережковского с Толстым. Это произошло в Ясной Поляне.

Летом 1905 года Мережковский заговорил о поездке за границу. 14 марта 1906 года он и Гиппиус покинули Петербург и через день уже были в Париже. Там они встречаются с А. Белым, Н. Минским, К. Бальмонтом, А. Бенуа, сближаются с Г. Плехановым и Б. Савинковым. Парижская деятельность Мережковского направлена на утверждение “нового религиозного сознания”, внутрнней Церкви.

Для этого устраиваются русские “субботы”, читаются лекции. 11 июня 1908 года Мережковский и Гиппиус возвратились в Россию. В 1908 году одна за другой вышли книги Мережковского “Не мир, но меч.

К будущей критике христианства” и “В тихом омуте”. 13 января 1910 года в книжных магазинах появилась его книга “Больная Россия”, в состав которой вошли статья, опубликованные в газете “Речь” в конце 1908 и в 1909 году. Основной пафос его работ 1908-1909 годов сводился к тому, что христианская идея в России вывернута наизнанку.

В 1908 году он завершил начатую еще в Париже драму “Павел I”. Затем были написаны романы “Александр I” и “14 декабря” . Эти вещи образовали трилогию. При первой публикации романа “14 декабря” вся трилогия была названа “Зверь из Бездны”. Мережковский выступил как неохристианин не только в своих романах и публицистике, но и в литературно-критических работах.

Его дебют как литературного критика состоялся в 1888 году в “Северном вестнике”. Это была статья о Чехове – “Старый вопрос по поводу нового таланта”. В дальнейшем последовал целый ряд статей – опять о Чехове, а еще о Короленко, Розанове, Андрееве, Чаадаеве, Достоевском, Тургеневе, Майкове, Гончарове, Льве Толстом, Лермонтове, Гоголе, Некрасове, Тютчеве…

Октябрьскую революцию Мережковский принял враждебно. В конце 1919 года он и Гиппиус оставили Петербург и отправились в Польшу вместе с Д. В. Философовым и студентом филологического факультета Петербургского университета В. А. Злобиным. Но вскоре, в ноябре 1920 года, чета Мережковских перебралась в Париж. В эмиграции Мережковский работал с такой же творческой жадностью, как и в России.

С 1924 по 1939 года он выпустил множество литературных произведений: роман “Тутанкамон на Крите” , “Мессия” , “Тайна трех. Египет и Вавилон” , “Наполеон” , “Тайна Запада: Атлантида – Европа” , “Иисус Неизвестный” , “Павел и Августин” , “Франциск Ассизский” , “Данте”, “Мессия” . За границей Мережковский яростно осуждал большевизм, и даже съездил в Италию, чтобы просить фашистского диктатора Муссолини совершить крестовый поход против Советского Союза, на что тот ответил отказом. После возвращения в Париж осенью 1941 год, заклейменный русской эмиграцией за германофильство , он оказался в общественной изоляции. Однако вести о зверствав гитлеровских войск в России заставили Мережковского усомниться в своем выборе. Незадолго до смерти он, по свидетельству В. Мамченко, осудил Гитлера.

Дмитрий Сергеевич Мережковский скоропостижно скончался 7 декабря 1941 года.



1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)

Биография Мережковский Дмитрий Сергеевич