“Бедная Лиза” Н. М. Карамзина как пример сентиментальной прозы

Н. М. Карамзин является ярким представителем сентиментализма – течения, возникшего в европейской культуре во второй половине XVIII века. К тому времени стало понятно, что невозможно переделать мир по законам разума, что между действительностью и мечтой чаще всего возникает конфликт, который человек преодолеть не в силах. Сентименталисты верили в то, что все пороки человека коренятся в негативном влиянии общества, а личность изначально морально чиста и нравственна. Прислушиваясь к себе, наблюдая за своими эмоциями и движениями души, возвращаясь

к природе, человек может “очиститься”, стать лучше.

Жан Жак Руссо писал, что “человек, живущий по законам природы, нравственнее”.

“Бедная. Лиза” Карамзина явилась новым поворотным этапом в русской литературе. Раскрытие внутреннего мира героев, их чувств и переживаний стало настоящим откровением для читателей.

Бедная крестьянская девушка Лиза влюбляется в молодого красивого дворянина Эраста. Но если Лиза – идеал “естественного человека”, добрая, искренняя, открытая, способная нежно и преданно любить, то Эраст “вел рассеянную жизнь, думал только о своем удовольствии, искал его в светских забавах”.

Как поэтичны и трогательны свидания Эраста и Лизы на лоне природы! С каким тонким психологизмом удалось Карамзину описать надежды, радости и печали влюбленных! Герои повести уже не манекены, не носители какой-либо одной отличительной черты, а настоящие, живые, реальные люди, умеющие чувствовать и переживать.

Обстоятельства складываются так, что Эраст вынужден на время прекратить свидания, но во время разлуки он успевает проиграться в карты и разориться. Единственная возможность исправить положение – жениться на богатой вдове. Вот и столкнулись мечта и действительность, разум и сердце!

Когда Лиза случайно встречает Эраста в городе и, ничего не подозревая, с радостью обнимает его, молодой человек дает ей деньги, желая откупиться от любви. Чувства девушки оскорблены и, не выдержав горя и унижения, она трагически заканчивает свою жизнь.

Конечно, Эраст виноват в том, что девушка покончила с собой, но автор не обвиняет его и даже пытается по-своему оправдать. Эраст – жертва общества, обстоятельств, времени, низменных страстей, но и он “был до конца жизни своей несчастлив”. Узнав о судьбе бедной Лизы, Эраст “не мог утешиться и почитал себя убийцею”, а значит – еще не все для него потеряно.

Лирические отступления, замечания и восклицания автора позволяют нам узнать его взгляд на происходящие события. Карамзин так заботится о точности изображения места и времени произошедшего, что мы не сомневаемся в реальности истории. И не только горечью, но и надеждой наполнены завершающие слова повести: “Теперь, может быть, они уже помирились!”



1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)

“Бедная Лиза” Н. М. Карамзина как пример сентиментальной прозы