А. С. Грибоедов написал комедию “Горе от ума” в 1824 году. В это время в России было крепостное право. Грибоедову была тяжела мысль, что народ находится в рабстве.
Среди лучших дворян зрела мысль о необходимости освобождения народа от тяжкого бремени. В двадцатых годах образовались тайные общества, люди, входящие в эти общества, впоследствии стали называться декабристами по случаю совершенного ими восстания в декабре 1825 года. В комедии “Горе от ума” Грибоедов запечатлел образ человека, взгляды и чувства которого близки декабристам
Барская Москва в изображении Грибоедова представлена гостями и самим Фамусовым. Их образы очерчены насмешливо, сатирически, как толпа людей эгоистичных, неспособных критически мыслить, далеких от интересов народа и страны, живущих мелким расчетом. Идеалы их примитивны, они все стремятся к обогащению и к высокой карьере. Наиболее колоритно эти черты проявляются в Фамусове.
Фамусов – защитник крепостнической системы, обеспечивающей ему спокойную жизнь, поэтому он яростный враг свободолюбивых идей. Стоило Чацкому высказаться о крепостничестве, как о рабстве, позоре страны, так Фамусов в ужасе восклицает: “Ах, боже мой. Он карбонарий, он вольность хочет проповедать! Да он властей не признает!” На первом месте у Фамусова личная выгода, стремление к обогащению, карьеризм.
Его идеал – дядя Максим Петрович, который шутовским поведением сыскал себе расположение императрицы. Фамусова, как и всех его гостей, отличает крайнее невежество. Опасность для себя они видят в ученых людях, книгах. Он говорит: “Ученость – вот чума; ученье – вот причина, что нынче пуще, чем когда, безумных развелось людей, идей и мнений”. Как чиновник он не заинтересован в служебных делах, он не думает об улучшении положения народа и признается в этом открыто: “Обычай мой такой: подписано – и с плеч долой”.
На службу берет людей исходя из личных соображений. Как отец любит свою дочь, но не задумывается об ее воспитании и, не задумываясь, может выдать ее замуж за Скалозуба потому, что тот “…и золотой мешок, и метит в генералы”.
Так же представителями “барской Москвы” являются Скалозуб и Молчалин. На первый взгляд они кажутся различными. Скалозуб достиг чинов, Молчалин – лакейского происхождения, его философия – угождать всем. Главные его черты – услужливость, фальшь его натуры и подлость.
Он прикидывается, что влюблен в Софью, хотя любит Лизу – служанку в доме Фамусовых. Скалозуб – завидный зять. Отличается крайней необразованностью, не может связать двух слов.
Но все же их объединяет то, что они приверженцы старой системы, далекие от гражданских интересов, эгоистичны, мечтают об обогащении и чинах.
В этот мир фамусовых попадает Чацкий. Раньше Чацкий был близким другом дома Фамусова. Его, как и многих представителей того же фамусовского общества, тянуло в Европу, чтобы собственными глазами увидеть жизнь людей в других странах и сравнить российское общество с западноевропейским.
Чацкий отправился за границу и провел там три года. Вернувшись, Чацкий уже не тот, что был прежде, он повзрослел и не может взглянуть теперь на всех и все глазами того юноши, что покинул однажды этот дом. Ему невыносимо слышать и созерцать таких людей. Возникает острый конфликт между обществом и Чацким. Он пытается открыть им глаза на то, что на свете есть и другие идеалы, более чистые, более возвышенные, ради которых стоит жить, но это оказывается невозможно.
В глазах фамусовского общества он опасный чудак или просто сумасшедший, по словам Софьи.
Грибоедов первым в русской литературе создал образ человека готового отдать все душевные силы для процветания Родины, благополучия народа. Комедия “Горе от ума” звучит современно и актуально. Сейчас общество разделилось на два лагеря: народ, который унижен и обкраден, и правителей, образы которых предстают в свете их эгоизма, оторванности от народа.
России нужны люди с чистыми помыслами и гражданской активностью, как Чацкий.
Барская Москва в изображении А. С. Грибоедова