Глава 4. Пьер Корнель и классицизм
4.3. Барокко во французской литературе
Наряду с классицизмом в первые десятилетия века во Франции развивается барокко. Оно не доходит такого расцвета, как в Испании, но снискало своих поклонников. Главный отличительный признак французского барокко кроется в его строгой привилегированности. Французское барокко несло в себе черты аристократические: это было прециозное, изысканное барокко и низовое – простое барокко.
В прециозности
Однако идеология аристократии, которая не несла демократического начала, одновременно с развитием искусства, литературы в то же время задерживало ее естественный ход, т. к. требования изысканности доходили порой до курьезных случаев, обыкновенных культурных вычурностей. В этот период развивалось прециозное барокко в лирике, прозе.
Известны имена Венсана Вуатюре, Оноре де Юрфе. В большей степени развивалось низовое барокко. Тому есть причины. По тематике, содержанию поэзия и проза низового барокко была вольнодумной, сатирической, аллегорической, в определенной степени демократической. Творчество Шарль Сореля, Поль Скаррона, Антуана Фюретьера, Сирано де Бержерака, особенно его роман “Государство Солнца”, Дени Вераса и его роман “История севарамбов” в полной мере доказывают дух вольнодумства и художественной свободы низового барокко.
В произведениях писателей сказалась историческая и политическая нестабильность: это борьба кардинала Ришелье за власть с королем Людовиком XIII, правление Анны Австрийской, регентши короля Людовика XIV, а на самом деле правление фаворита королевы кардинала Мазарини, здесь и мятежность народных масс, война с Испанией, вплоть до 1659 г. и вступление на престол Людовика XIV, провозгласившего: “Государство – это я!”. Именно в этот период наступает “золотой век” французской литературы, это был период во многом свободный в художественных поисках.
Барокко во французской литературе