При всем различии содержания и формы романов И. С.Тургенева у них одна общая проблема – необходимость обоснования общественной, общественно-преобразовательной деятельности.
Впервые тип современного общественного деятеля появляется у Тургенева в одном из рассказов “Записок охотника”, в “Гамлете Щигровского уезда” . У героя рассказа и Рудина общий прототип – Михаил Бакунин, участник известного и заметного в 40-е годы философского кружка Николая Станкевича. От кружковых умозрений на баррикады – жизненная канва и Бакунина,
Однако по цензурным условиям их конфликт дан не в идейно-политическом, а в отвлеченном, идейно-психологическом плане.
Кружковые разговоры открываются нам в передаче Лежнева. Романтик в прошлом и трезвый реалист в настоящем, он выступает судьей Рудину. Ему противопоставлен поверхностный скептик Пигасов, комический противник Рудина.
Основная линия романа – любовь Рудина к Наталье Ласунской. Условия для их “романа” крайне неблагоприятны, ибо пребывание Рудина в имении ее матери – случайность. В любви Рудин проявляет черты характера, роднящие его с “Гамлетом…” и другими “лишними людьми”: склонность к отвлеченным умствованиям поглотила чувства, волю, искренность, уверенность в себе.
Он хотел увлечь девушку, но сам увлекся, любит лишь в воображении, на словах. В итоге соперники в любви Рудан и Лежнев меняются местами. Рудин становится неуверенным в себе и неспособным к делу – и личному и общественно значимому.
Гибель Рудина на баррикадах похожа на самоубийство и отражает поражение революции 1848 года И кризис дворянской революционности в России.
Лежнев, наоборот, от неприятия Рудина приходит к признанию и необходимости этого “лишнего человека” с его романтическими исканиями, ибо сам потерпел неудачу в своих хозяйственных реформах и опустился до уровня обывателя. И Рудин, и Лежнев – “последние из могикан” идейного и революционного движения 40-х годов. Общее впечатление от первой романной пробы пера Тургенева – противоречивость, отвлеченность и неслаженность. Рудин может считаться “лишним человеком” лишь отчасти, в нем уже сильнее осознанно размежевание либеральной и демократической тенденции в дворянской революционности.
Скепсис и социальное самоотрицание передовых дворян были характерны и для самого Тургенева, поэтому и Рудин, и Лежнев выражают различные стороны идейно-социальной позиции их автора.
В “Отцах и детях” изображен более крутой, чем в предыдущих романах исторический перелом в жизни России. И опять, как и в “Рудине”, в этом романе один сюжетный центр, один герой – выражение этого перелома. Сталкиваются откровенно и непримиримо враждебные силы – социальные и политические, Базаров на балу у губернатора или в усадьбе Кирсановых – как лазутчик во вражеском стане.
Он один выражает новые общественные силы, остальные персонажи – или враги его, или недостойные подражатели.
Базаров – нигилист, т. е. отрицатель и революционер. Поэтому его образ героичен и трагичен одновременно. Социально-политические черты нигилиста в Базарове – это принадлежность к демократической интеллигенции, политический радикализм, философский материализм. В центре романа споры Базарова с Павлом Кирсановым, носителем дворянской культуры. В итоге их демократ торжествует над аристократом.
Кроме аристократа-англомана П. П.Кирсанова, в романе представлены старый романтик, затянутый рутиной барского усадебного быта, Николай Кирсанов; губернатор, деспот и прогрессист; либеральный сановник Колязин, фразер и приспособленец.
Базаров близок к народу, любит его любовью революционера, тоскующего от недостатка сознания в забитых и темных крестьянских массах. Он уверен в своих силах, верит в науку, надеется обрести общий язык с мужиками, отличается мощью анализа и общественного темперамента, неукротимостью протеста. Эти обаятельные черты революционного разночинца Тургенев наблюдал в редакции “Современника” в пору своего сотрудничества в нем.
Но в “Отцах и детях” писатель предупреждает и о культурных потерях, которые принесет в будущем этот тип. Тургенев воспроизводит парадоксы в поведении нигилиста: порка вора-крестьянина, клевета на Пушкина. вульгаризация материализма, обильный бытовой цинизм. В этом проявился либерализм Тургенева, его высокая культура и прозорливость художника-реалиста.
Предвидел Тургенев и то, что за эти опасения на него обрушится и консервативная, и революционная критика.
Смерть Базарова, по выражению Герцена, исторически закономерная случайность: такие незаурядные люди обычно обречены первыми. Есть в базаровской смерти и еще один смысл – научный. Ученыйестественник, Базаров гибнет ради “чистой” науки и помогая людям, ведь вокруг него темнота, грязь, болезни, т. е. его наука оказывается родственной его революционным деяниям – обе направлены на улучшение жизни. “Ведь он не на медицинском поприще собирается прославиться?” – риторически спрашивает Базаров-отец его молодого друга Аркадия. Но и здесь трагедия, ибо Базаров все же больше революционер, нежели врач.
Его смерть похожа на смерть Рудина, который умирая, выполняет не свою главную историческую задачу, и Инсарова из романа “Накануне”, который умирает накануне революционного дела. Трагичен конец Базарова и потому, что он умирает одиноким, не оставит последователей.
Показателен тот факт, что в четырех из шести своих романов, посвященных раскрытию личности и деятельности передового человека, стремящегося изменить общественное бытие, Тургенев в финалах “убивает” героев такого типа. В этом проявился политический пессимизм писателя, неверие в возможность радикальным путем преобразовать русское общество, русскую жизнь.
Автор и герой в романах И. С. Тургенева “Рудин”, “Отцы и дети”