Образ Сони Мармеладовой во многом противопоставлен Раскольникову. Она и жертва, и преступница одновременно. Именно Соню Раскольников выбирает мерилом своего поступка, перед ней герой хочет сознаться в убийстве, потому что она “тоже переступила” и ее преступление не принесло благополучия Мармеладовым. Поначалу Раскольников не видит разницы в их преступлениях, а она очень существенная: Соня, видя страдания своих близких, переступила через себя ради них, а Раскольников – ради себя через других. При этом ее душа осталась чистой, не подверженной
С Образом Сони прямо и косвенно связана библейская тема в романе. Она выражается в покорности героини судьбе, “Божьему промыслу”, искреннем покаянии девушки, к которому она и призывает Раскольникова, наконец, центральным эпизодом произведения является сцена чтения евангельской притчи о воскрешении Лазаря. В ней символическое пророчество судеб Раскольникова и Сони, подсказка пути, который поможет главному герою избавиться от своей страшной теории.
Раскольников называет Сонечку “вечной”, имея в виду, что всегда найдется некто, готовый, как она или его сестра Дуня, принести себя в жертву ради других. Соня не возмущается, не протестует, а смиренно несет свой крест, свое страдание. Именно ему, “всему страданию человеческому” в лице Сони, поклонился Раскольников при первой встрече.
Антипод Раскольникова образ Сони Мармеладовой