У Николая Заболоцкого довольно много лирических произведений, однако в большинстве своем они имеют социальный либо политический подтекст. Исключение составляет “Поэма весны” , созданная поэтом в 1956 году, за несколько лет до смерти. К этому моменту Заболоцкий уже сумел восстановить свое честное имя и, пройдя через лагеря, добился полной реабилитации. Именно поэтому жизнь представляется автору в весьма радужных тонах даже несмотря на то, что ему довелось испытать. Впрочем, давно уже доказано, что человек начинает особенно остро чувствовать
К весне автор обращается на “ты”, как к старой подруге, которая зашла к нему в гости “и скрипку с собой принесла, и заставила петь на свирели”. Однако по пути она преобразила весь окружающий мир, коснувшись каждого человека, который попадался ей на пути. “Пессимисту дала ты шлепка, настежь окна в домах растворила”, – отмечает поэт, получая наслаждение от неугомонного характера своей гостьи, решившей встряхнуть людей от зимней спячки, вернуть им радость жизни, мечты и надежды. Скрягу она превращает в транжира, старику дает силы танцевать и заставляет каждого человека улыбаться вне зависимости от его ранга, заслуг перед обществом и степени мягкости кресла, которое он занимает.
“Это ты, сумасбродка весна! Узнаю твои козни, плутовка!”, – ласково обращается к гостье поэт, подчеркивая при этом, что он из своего окна подмечает каждый ее шаг и видит все изменения в природе. И это преображение мира по-настоящему радует автора, которому нравится наблюдать, как “скачет по полю жук-менестрель” и как “реет бабочка, встав на пуанты”. Апрель же, вступивший в свои права, “нацепил васильков аксельбанты”. Николай Заболоцкий признается, что тема пейзажной лирики в последнее время приобрела для него особую актуальность, он учится жить заново и получать удовольствие от каждого мгновения. При этом весна, которая является для поэта и подружкой, и поэмой, как нельзя лучше располагает к литературным экспериментам и заставляет автора по-новому смотреть на привычные “поле да лес”, изменившиеся до неузнаваемости.
Анализ стихотворения Заболоцкого “Поэма весны