Стихотворение “Отцы пустынники и жены непорочны. ..” написано Пушкиным в 1836 г. Лирика предпоследнего года жизни поэта представляет собой немалый интерес для осознания всего творческого пути русского гения. В стихах 1836 г. часто звучит мотив смерти, словно предчувствие неизбежной трагедии. Строки: “О нет, мне жизнь не надоела. Я жить люблю, я жить хочу. ..” – также приводят к мысли о том, что роковой 1837 г. не был для Пушкина случайностью.
Многие стихи этого времени незакончены: оборваны фразы, словно предательский выстрел Дантеса.
Одним из ярких поэтических творений 1836 г. можно назвать стихотворение “Отцы пустынники и жены непорочны. ..”, представляющее собой обращение лирического героя к Всевышнему. Чего же просит он в Божественной молитве у “владыки дней”? “Смирения, терпения, любви”, “целомудрия” и уберечь свою душу от “празднословия”. Становится очевидной взаимосвязь со стихотворением 1826 г. “Пророк”.
Общение с Богом и его посланниками налицо и в том и в другом произведении. Существенное различие заключается лишь в том, что в “Пророке” “глас бога” взывает к лирическому герою, а не наоборот. “Зреть” свои прегрешенья, а не “жечь глаголом сердца людей” – вот основная мысль стихотворения “Отцы пустынники и жены непорочны. ..” Подобное сравнение раскрывает эволюцию внутреннего мира самого поэта: за 10 лет меняется не только лирический герой, но и сам Пушкин. Заметно это и в построении стихотворения, состоящего всего из двух предложений. Основная мысль поэта развивается на протяжении 12 строк, а затем следует четверостишие концовка. Одноплановость стихотворения воссоздает неторопливость и сосредоточенность молитвенного состояния.
Смысловое же деление происходит на десятой строке, когда излагается непосредственно сама молитва.
Минорное настроение достигается благодаря употреблению таких развернутых словосочетаний, как “дольных бурь и битв”, “дни печальные великого поста”, “дух праздности унылой”. Но минорное не означает тоскливое и мрачное. Есть в произведении особый свет, точно неземная благодать скрыта в поэтических сроках.
Стихотворение молитва, стихотворение – воззвание к Богу не могло обойтись и без специальной лексики. Устаревшие формы глаголов – “возлетать” и “зреть” – введены Пушкиным неслучайно: они привносят колорит церковно славянской письменности.
Нельзя сказать, что Александр Сергеевич был глубоко верующим человеком, но в поэзии ему было подвластно все: и любовное признание, и гражданский призыв, и Божественная молитва. Таким образом, стихотворение “Отцы пустынники и жены непорочны. ..” являет собой достойный пример духовной лирики Пушкина.
Анализ стихотворения Пушкина “Отцы пустынники и жены непорочны…”