Борис Пастернак с детства мечтал стать музыкантом либо поэтом. Но судьба распорядилась иначе: после успешного окончания гимназии он поступил на юридический факультет Московского университета, а в 1912 году отправился в Германию, чтобы изучать философию. Во время каникул к нему в гости приехали родители и сестры, тогда же было решено совершить небольшое семейное путешествие, конечной точкой которого была избрана солнечная Венеция.
Спустя год Борис Пастернак написал стихотворение
Венецию, воспетую многими поэтами, Пастернак сравнивает с размокшей в воде баранкой, которая в предрассветном мраке предстает серой и неприглядной. При этом автор отмечает, что, еще не полностью проснувшись, он услышал надрывный женский крик, который окончательно вырвал его из объятий Морфея, заставив впервые взглянуть на романтическую страну по-иному. Этот крик поэт сравнил с жалом скорпиона и трезубцем повелителя водных глубин, острия которого вдруг неожиданно вынырнули из воды, напомнив о том, что глупо верить в ту Венецию, которую под воздействием книг и рассказов очевидцев нарисовал себе в воображении поэт. И именно это первое впечатление заставило Пастернака относиться к мнимому волшебству одной из самых красивых стран мира с опаской и некоторой предвзятостью. Так, автор вспоминает, что “большой канал с косой ухмылкой оглядывался, как беглец”, словно бы напоминая поэту, что он здесь чужой, и нет никакого смысла притворяться в том, что этот мир может принять его в свои объятия, такие недружелюбные и настороженные. Поэтому Пастернак отмечает, что под общим впечатлением “в остатках сна рождалась явь”, которая настолько отличалась от того, что ожидал увидеть и почувствовать поэт, что заставила его окончательно пробудиться и задуматься над тем, что мифы далеко не всегда соответствую реальности. Однако символом этой загадочной страны для поэта стала венецианка, которая “бросалась с набережной вплавь”, воплотив в себе смелость и отчаяние.
Анализ стихотворения Пастернака “Венеция