В 1908 году Осип Мандельштам становится слушателем Сорбонны, изучая в престижном европейском университете французскую литературу. Попутно молодой поэт очень много путешествует и знакомиться с достопримечательностями страны. Одно из самых глубоких и неизгладимых впечатлений на него производит Собор парижской Богоматери, которому в 1912 году Мандельштам посвятит свое стихотворение ” Notre Dame “.
Внутренний мир этого поэта весьма изменчив и непредсказуем. Поэтому, начиная
Изучая собор изнутри, автор приходит к удивительному открытию, отмечая, что здесь органично сплелись воедино “души готической рассудочная пропасть, египетская мощь и христианства робость”. Хрупкость тростника в храме соседствует с массивностью дуба, и при этом “всюду царь – отвес”.
Поэт искренне восхищается мастерством древних зодчих, хотя прекрасно понимает, что для возведения такого собора понадобилось огромное количество времени и сил. При этом строительные материалы, не отличающиеся современностью и изысканностью, выглядят так, словно бы храм собирали из воздушных пушинок. Эта загадка не дает покоя Мандельштаму, который, обследуя самые дальние закоулки собора, так и не может найти ответ на свой вопрос: как именно из камня, дерева и стекла можно было создать такой архитектурный шедевр? Обращаясь к собору, поэт отмечает: “Я изучал твои чудовищные ребра”. Причем, делал это с особым вниманием, пытаясь постичь тайну “Notre Dame”. Однако выводы, которые сделал поэт, лежат не в материальной, а в философской плоскости. “Из тяжести недоброй и я когда-нибудь прекрасное создам…”, – отмечает автор, подразумевая, что слова являются таким же строительным материалом, как и камне. Необтесанным и грубым. Но если у человека есть дар, то даже при помощи такого “материала” можно “соорудить” настоящий литературный шедевр, которым даже спустя века будут восхищаться благодарные потомки.
Анализ стихотворения Мандельштама “Notre Dame