Последний период Творчества Афанасия Фета неразрывно связан с именем Марии Лазич – польской красавицы, в которую поэт был когда-то влюблен. Он не пожелал связывать свою жизнь с этой девушкой из разорившейся семьи и предпочел разорвать с ней отношения, о чем потом горько сожалел. Ситуация усугублялась тем, что вскоре Мария Лазич погибла на пожаре, и Афанасий Фет винил себя в ее смерти.
Если ранние стихи этого поэта были пронизаны легкостью бытия и наивной восторженностью,
Впрочем, произведение “Если ель рукавом мне тропинку завесила…” увидело свет еще при жизни поэта и вошло в сборник “Вечерние огни”. Объясняется это тем, что в стихотворении содержится лишь косвенный намек на Марию Лазич, уловить который человеку непосвященному просто невозможно. Со стороны кажется, что Фет, одно время увлекшийся философской тематикой, вновь вернулся к пейзажной лирике. Действительно, автор мастерски описывает заснеженный лес, в котором чувствует себя “и жутко, и грустно, и весело”. Поднимается буря, из-за которой последние осенние листья “кружатся у ног”, однако в шуме ветра поэту чудится “тонко взывающий рог”.
Этот звук так мил и приятен Фету, что он готов поддаться соблазну и отправиться на зов “глашатая медного”, который воспринимает, как глас судьбы. Но мало кто догадывается, что в последней строчке этого стихотворения кроется разгадка. Поэту кажется, что “издали странника бедного нежно приветствуешь ты”, и в этой фразе речь идет о Марии Лазич. Фет мечтает о встрече с ней, хотя прекрасно понимает, что для этого ему придется расстаться с жизнью. Впрочем, подобная перспектива его нисколько не пугает, и он готов с радостью подчиниться таинственному зову, который влечет его в вечность.
Анализ стихотворения Фета “Ель рукавом мне тропинку завесила