После революции у Марины Цветаевой не было сомнений по поводу того, на чью сторону встать при дележе власти. Поэтесса, далекая от политики, искренне поддерживала белогвардейцев, ведь в их рядах был и ее супруг Сергей Эфрон, который к тому моменту уже стал эмигрантом. Цветаева не надеялась на то, что сможет еще когда-нибудь увидеться с мужем и пыталась искренне смириться с той реальностью, которая ее окружала – грубой, грязной и лишенной какого-либо смысла.
Из многочисленных лозунгов большевиков поэтесса усвоила лишь один, который заключался
Физический труд не пугал Цветаеву, но она понимала, что в большевистской России ей придется похоронить свой поэтический дар. Ведь очень скоро выяснилось, что ее стихи никому не нужны, так как затрагивают область чувств, а не материальные аспекты жизни. В итоге произведения Цветаевой отказались публиковать, хотя она с маниакальным упорством продолжала работать и писать “в стол”, создав за короткий период несколько поэм и десятки стихов. Среди них – произведение “В черном небе слова начертаны…” , наполненное тоской и безысходностью. Доведенная до отчаяния нищетой и постоянными унижениями, поэтесса призналась: “И не страшно нам ложе смертное, и не сладко нам ложе страстное”. Трактовать эту фразу можно по-разному, однако очевидно одно: Цветаева в прямом смысле слова доведена до отчаяния и готова взяться за любую работу. Пытаясь примерить к себе лозунги нового времени, поэтесса отмечает, что для новой власти нынче все равны. “В поте – пишущий, в поте пашущий!”, – восклицает автор, отмечая, что в любом деле нынче нужно прикладывать неимоверные усилия, которые все равно никто не оценит. При этом поэтессу коробит тот факт, что и к творческим натурам предъявляются достаточно жесткие требования, людей искусства пытаются загнать в некие рамки, заставить их выполнять план по написанию стихов либо картин. С горечью Цветаева отмечает: “Нам знакомо другое рвение”. Талант не может существовать по расписанию и проявляться тогда, когда этого требует партия, ведь в основе любого творческого процесса лежит вдохновение. Зная о том, что многие поэты уже перебороли в себе этот пережиток и научились работать на заказ, Цветаева втайне сожалеет, что не в состоянии также сломить свой внутренний стержень. Но при этом она счастлива оставаться самой собой, даже если за эту роскошь приходиться расплачиваться нищетой, болезнями, голодом и постоянным страхом.
Анализ стихотворения Цветаевой “В черном небе слова начертаны