Валерий Брюсов по праву считается одним из основоположников русского символизма. Особенно ярко эта литературная тенденция прослеживается в его ранних произведениях – поэт пытается найти философский смысл в привычных предметах и явлениях, наделяя окружающий мир мистическими чертами. В 1909 году Валерий Брюсов издает сборник стихов под названием “Все напевы”, который содержит подраздел “Мертвая любовь”. В нем собраны стихи, которые затрагивают очень важную и болезненную тему смерти. Несмотря на то, что кодекс символиста пропагандирует
Это стихотворение абстрактно, так как лишено описательной составляющей в привычном понимании этого слова. Определить о каком конкретном событии в нем идет речь невозможно. Автор дает лишь только одну сноску относительно времени, указывая на то, что объектом его исследований является ранняя осень, которая ассоциируется у поэта с умирающей любовью. Это утверждение Брюсова не является голословным, и на протяжении всего последующего стихотворения он приводит веские аргументы в пользу этого довода. В первую очередь, это “странная тишь пустота, красота”, характерные в большей степени для сельского кладбища. Однако именно эти черты поэт увидел в обычном осеннем дне, остро прочувствовав, что “сжаты в душе и восторг, и печаль”.
Ранняя осень для Брюсова не является символом смерти как таковой. Скорее всего, это некий переходный период, мостик между двумя мирами, который по праву можно считать нейтральной полосой. В такие дни яркое солнце светит уже “без прежней мятежности”, а дождь напоминает “капли струящихся рос”. И это дарит поэту удивительно чувство умиротворения, которое нередко испытывают глубокие старики на пороге смерти. Позади у них осталась жизнь, полная тревог и печалей, и теперь в их сердце размеренно течет “родник успокоенной нежности”.
Можно ли быть счастливым в этот период жизни? Брюсов убежден, что да, ведь в прошлом остались “дни недосказанных слов”, а впереди ждут “мгновения в кроткой покорности слитых сердец”, о которых мечтает каждый человек. Однако познать счастье умиротворения дано лишь единицам, да и то на пороге смерти, когда ценность жизни предстает в несколько ином свете.
Анализ стихотворения Брюсова “Ранняя осень