“Четки” – второй сборник Ахматовой, выпущенный издательством “Гиперборей” впервые в 1914 году. Именно эта книга сделала поэтессу по-настоящему известной. Основная черта творчества Анны Андреевной – “скупость слов” – выявилась еще в сборнике “Вечере” (1912). В “Четках” к ней прибавилось сокращение объема эмоций и поводов для повествования, что вкупе давало необычную интимность. Стихотворения Ахматовой позволяют чувствовать движение речи. Они характеризуются ослабленной напевностью, выглядят непосредственно,
“Вечерние часы перед столом…” – произведение из сборника “Четки”, датированное 1913 годом. В нем Ахматова затрагивает тему рождения стихотворений. Картина первой строфы – лирическая героиня сидит за столом, пытается что-то написать. Итог неутешителен – “непоправимо белая страница”. Видимо, мысли дамы занять совсем не творчеством, о чем свидетельствуют вторая и третья строфы. Сначала Ахматова упоминает заплетание кос:
И, туго косы на ночь заплетая,
Как будто завтра нужны будут косы…
Не исключено, что здесь есть перекличка с древнерусскими поверьями. Согласно мнению наших далеких предков, женщина не должна была распускать волосы при посторонних людях. Подобные действия считались неприличными. Представительница прекрасного пола, нарушившая правило, называлась распутницей. Если девушка расплетала косу при постороннем мужчине, значит, она приглашала его к интимной близости. Есть в этом своеобразная отсылка к другому стихотворению сборника “Четки” – “Все мы бражники здесь, блудницы…”.
С удивительной точностью выражает Ахматова душевное смятение лирической героини, вызванное встречей с мужчиной, к которому она явно испытывает чувства:
Я не могу поднять усталых век,
Когда мое он имя произносит.
При этом любовь девушки, скорей всего, неразделенная. Объект ее обожания описывается как “человек, который даже нежности не просит”.
Стихотворение “Вечерние часы перед столом…” интересно еще и за счет деталей. Например, в первой строфе упоминается Ницца, чем создается настроение романтическое и светлое. Кроме того, стоит обратить внимание на краткое, занимающее лишь одну строку, описание пейзажа: “В луче луны летит большая птица”. Этот момент прекрасно иллюстрирует ту самую лаконичность Ахматовой, о которой шла речь в начале статьи.
Анализ стихотворения Ахматовой “Вечерние часы перед столом