Сны, как известно, имеют огромное влияние на душевное и психическое состояние человека. Во сне происходят вещи, которые могли бы произойти с человеком в его реальной жизни, но обязательно есть какая-то деталь, противоречащая здравому смыслу. Один из типов сна – это болезненные сны, они отличаются “яркостью и чрезвычайным сходством с действительностью”, именно поэтому сны, увиденные в болезненном состоянии, “производят сильное впечатление на расстроенный и уже возбужденный организм человека”.
На протяжении романа Родион
Жизнь в его родном городке настолько обычна и сера, что “время серенькое”, даже вечером, в праздничный день. Да и весь сон предстает нам в отнюдь не радостных тонах: “чернеется лесок”, “дорога всегда пыльная, и пыль на ней всегда такая черная”. Контрастирует с грустным тоном лишь зеленый купол церкви, а единственным радостным цветом являются красные и синие рубашки пьяных мужиков, но радость эта распространяется только на них.
Пространство делится на две противоположные части: кабак и церковь на кладбище. Кабак в памяти Родиона Раскольникова олицетворяет пьянство, зло, низость и грязь его обитателей и многие другие пороки, но самое главное, что веселье пьяных людей не внушает окружающим, в частности маленькому Роде, ничего, кроме страха. Чуть дальше вдоль дороги находится городское кладбище, а на нем – церковь. Совпадение их местонахождения обозначает, что какой бы ни был человек, он все равно начнет свою жизнь в церкви и закончит ее там же на кладбище.
Самые приятные воспоминания Раскольникова связаны именно с церковью и кладбищем, “он любил эту церковь и старинные в ней образа, большею частию без окладов”. Даже могилку своего младшего брата, которого Родион совсем не помнит, он вспоминает с умилением, ему просто-напросто приятно думать об этой церквушке. Церковь не зря находится шагах в трехстах от кабака.
Это небольшое расстояние показывает, что человек в любой момент может прекратить свою пошлую жизнь и, обратясь к богу, который все простит, начать новую праведную жизнь. Но все-таки кабак – мир пьянства, пороков и пошлости. Отрицательное влияние кабака на окружающий мир столь сильно, что даже большая телега, куда впрягают ломовых лошадей, на которых любил смотреть Родя, на этот раз является местом трагедии, разыгравшейся у него на глазах.
Сон этот – очень важная часть романа. В нем впервые появляется убийство, убийство не только задуманное, но и осуществленное. И после сна в голове у Раскольникова возникает мысль: “Да неужели ж, неужели ж я в самом деле возьму топор, стану бить по голове, размозжу ей череп… буду скользить в липкой теплой крови, взламывать замок, красть и дрожать; прятаться, весь залитый кровью… с топором. Господи, неужели?”.
Раскольникову будет тяжело совершить это убийство, потому что его отношение к насилию мало изменилось с детства. Не зря местоимение “он” употребляется подряд и к маленькому Роде, и к Раскольникову-студенту: “ОН обхватывает отца руками… ОН хочет перевести дыхание… ОН проснулся весь в поту…” несмотря на прошедшие годы, несмотря на задуманное убийство, несмотря на то, что Родион давно уже не так набожен, как в детстве, он до сих пор питает отвращение к насилию, тем более к убийству.
Также впервые в этом сне появился образ топора, который потом будет развиваться на протяжении всего романа. Топор предстал здесь как орудие убийства, надежное, но не совсем, конечно, эстетичное, хотя, что может быть эстетичного в убийстве. Следующий образ – это образ замученной кобыленки. Дальше в романе мы встретим его еще раз, этой кобыленкой будет Катерина Ивановна Мармеладова: “Уездили клячу!
Надорвалась!”. Она также как и эта савраска будет замучена пьяницей, в ее случае это будет Семен Захарыч Мармеладов, разница лишь в том, что он не основная причина ее смерти.
Если смотреть на композицию романа в целом, то этот сон находится в экспозиции. Он и выполняет функции экспозиции – знакомит читателя с образами, которые потом будут встречаться на протяжении романа. Этот сон, скорее всего, самый яркий и запоминающийся и несет самую большую смысловую нагрузку во всем произведении
Анализ сна о Миколке