В данном произведении объединены три жанрово-художественные формы: фантастика, социальная антиутопия и сатирический памфлет.
Фантастическое – это операция, которую осуществил профессор Преображенский, а также результаты, незамедлительно последовавшие за ней. Тем не менее фантастические события послужили для автора лишь сюжетной основой для раскрытия социальных проблем.
Главные герои: профессор Филипп Филиппович Преображенский, его помощник и ассистент доктор Иван Арнольдович Борменталь, пес Шарик, он же Полиграф Полиграфович
Завязка повести – профессор находит на улице бездомного пса и приводит его к себе домой. Кульминационных моментов несколько:
операция по пересадке Шарику человеческих желез; появление в квартире профессора представителей домкома; профессору приносят донос Шарикова, и профессор с доктором решаются на операцию по превращению Полиграфа снова в “милейшего пса”.
Но кульминацией можно считать любой момент, когда Шариков совершает свою Очередную выходку – поимка ли это кота в ванной или угроза в адрес профессора с применением оружия.
Развязка – это последний визит Швондера в сопровождении работников милиции в квартиру профессора. Эпилог – в квартире Преображенского восстановилось спокойствие. Все осталось на прежних местах – профессор занимается своими делами, пес Шарик доволен своим собачьим счастьем.
Сюжет этой повести не был всецело выдуман писателем. В 20-е годы прошлого века некоторые ученые ставили практические опыты, как на животных, так и на людях, подобные тем операциям, которые проводил профессор Преображенский. Хирургическая операция, которую провел профессор, пересадив гипофиз и половые железы человека дворовому псу, привела к неожиданным результатам.
Преображенский пытается разобраться, почему из “милейшего пса” появился вот такой Полиграф Полиграфович. В поисках ответа он изучает личность донора. Оказывается, что этот человек был трижды судим и трижды оправдан. Интересная деталь – последнее наказание, на которое он был осужден, – это каторга на 15 лет условно.
Этот Клим Чугункин – человек социально опасный, но и социально привилегированный. Доктор Борменталь поначалу восхищается лишь тем, что “скальпель хирурга вызвал к жизни новую человеческую единицу”, профессор же понимает, какую именно единицу он вызвал к жизни, и осознает, что вся ответственность за содеянное ложится на его плечи. “Вы знаете, какую работу я проделал – уму непостижимо. И вот теперь спрашивается – зачем? Чтобы в один прекрасный день превратить милейшего пса в такую мразь, что волосы дыбом встают”. К сожалению, под давлением обстоятельств профессор вынужден участвовать и в наделении пса социальными функциями.
Но вскоре профессор понимает, что так больше продолжаться не может, и конец Полиграфа Полиграфовича Шарикова близок, а действие повести движется к своей развязке.
В произведении возникает и все более развивается конфликт между Филиппом Филипповичем Преображенским, человеком высокой культуры, строгих нравственных правил, и Швондером, представителем новой жизни. Их конфликт достигает своей высшей точки во время разговора о проживании Шарикова в квартире профессора. Показана обстановка, в которой будет осуществляться его воспитание.
Но к природным качествам Шарикова добавилось и влияние Швондера, воспитание которого оказалось более эффективным, чем желание и стремление Преображенского хоть каким-нибудь образом облагородить и очеловечить воспроизведенного им типа. Принципы социализма оказались настолько близкими и понятными звериной сущности Полиграфа Полиграфовича, что он очень быстро и без особых колебаний и сомнений находит себе место в новой советской стране.
Социально-бытовой порядок в послереволюционном государстве показан в стиле сатирического памфлета. Изображая его, автор не использует прием гротеска, описывая поведение Шарикова или, например, рисуя образы членов домового комитета. Но в то же время, повесть эта, несмотря на ее фантастичность и невероятность, отличается удивительным правдоподобием.
Это происходит благодаря использованию узнаваемых конкретных примет времени, например: городской пейзаж, место действия – Обуховский переулок, дом, квартира вместе с ее бытом, обликом и поведением персонажей. Именно поэтому история с Шариковым воспринимается довольно реально.
Булгаков хотел описать конкретное социальное явление и его опасность для окружающих. Фантастика в повести с необычайной силой убедительно действует на окружающих. Шариков в быту – явление не такое уж и редкое.
План
В одной из подворотен погибает голодный пес с ошпаренным боком. Появление незнакомца, который угостил пса колбасой, назвал Шариком и забрал к себе домой. Описание квартиры профессора, знакомство с ее обитателями. Шарика накормили и оказали ему медицинскую помощь. Профессор Преображенский ведет прием пациентов.
Первый визит домкома в квартиру профессора. За обедом профессор излагает свои мысли о существующем строе и тех людях, которые этот строй создают. Операция по пересадке Шарику донорского материала. Дневник доктора Борменталя. В квартире профессора новый жилец – вместо собаки здесь появился гражданин Шариков.
Его выходки абсолютно невозможны. У него появляется духовный наставник – председатель домкома Швондер. Шариков поступил на должность. После этого он окончательно распоясался.
Конец Полиграфа Полиграфовича Шарикова. Эпилог. В квартире профессора восстановилось утраченное спокойствие.
Анализ повести М. А. Булгакова “Собачье сердце”