Анализ “Маленький принц” Антуан де Сент-Экзюпери

1935 г. во время перелета Париж-Сайгон Антуан де Сент-Экзюпери попал в авиакатастрофу над территорией Ливийской пустыни, которая расположена в северо-восточной части Сахары (Африка). Воспоминания о той аварии, а также фашистском нашествие побудило писателя задуматься над судьбой мира и общей ответственности людей за Землю. 1942 году он писал в своем дневнике: “Я переживаю за мое поколение, которое лишено духовного содержания. Получив бары, рестораны, автомобили, деньги, оно ведет стадное существование, в нем нет человечности. Существует только

лишь одна проблема, одна и единственная во всем мире, это – вернуть людям их нравственную сущность, духовные заботы”.
Повесть “Маленький принц” посвящена другу Антуана – Леону Верту. Это еврейский критик, журналист, писатель, который во время мировой войны потерпел преследования. Посвящение произведения этому человеку – не только дань дружбе, но и смелый вызов и автора нацизму и антисемитизму. Художник создавал повесть-сказку в ужасное время – время фашистского нашествия. Однако он боролся против насилия словом и картинками, которые до своего произведения создал вручную.
В Повести-сказке
“Маленький принц” представлено два мира – взрослые и дети, но не по возрастным признакам (ведь пилот тоже взрослый человек, между тем он сохранил детскую душу), а за их представлениями и идеалами. Для взрослых более важными являются собственные дела, власть, богатство, честолюбие. А детская душа стремится другого – взаимопонимания, дружбы, радости, красоты. С помощью антитезы (взрослые и дети) раскрывается основной конфликт сказки – противостояние двух систем ценностей: фальшивых и настоящих, причудливых и духовных. В дальнейшем эта антитеза углубляется. Оставив свою планету, маленький принц встречается с разными “странными” взрослыми, которых он не может понять. Следовательно, какие же они, эти взрослые?
Основой композиции повести-сказки “Маленький принц” является прием путешествия и диалога. Встреча маленького принца с “взрослыми” воссоздают общую картину существования человечества, которое теряет моральные ценности. Дорога привела сказочного мальчика на Землю. Определение планеты подано через те образы, что и раньше видел сказочный мальчик, которые показались ему странными. “Земля – это не простая планета! На ней правят сто одиннадцать королей (в том числе и негритянские), географов семь тысяч, бизнесменов девятьсот тысяч, пьяниц семь с половиной миллионов, честолюбцев триста одиннадцать миллионов, то есть почти два миллиарда взрослых людей”.
В следующих разделах путешествия маленького принца продолжаются. Он встречается со стрелочником (ХХІІ раздел), который направляет поезда, но люди не ведают, куда они “идут”. Дальше мальчик увидел торговца таблетками от жажды (раздел ХХІІІ). Эти фантастические таблетки подтверждают отрыв людей от природы и стремление забыть о своих проблемах… И вот Маленький принц снова встречается с пилотом (XXIV раздел). В начале произведения они поняли язык рисунков, а в конце – язык сердец. И маленький принц, наконец, осознал, что он не одинокий во всем мире – у него есть друг. А пилот с помощью мальчика тоже узнал важную истину: “Вода бывает, нужна и сердцу”, “Самого главного глазами не увидишь”. В XXV разделе появляется образ колодца, который олицетворяет духовный смысл бытия.
Когда читаешь “Маленького принца”, сердце окутывает грусть уже с первых страниц книги. Никто никогда не понимал пилота и в пустыне он оказался совсем один. Одиноким чувствовал себя и маленький принц, который пришел из далекой планеты. И такое впечатление, что они оба потерялись в просторах Вселенной. Вокруг – лишь пустыня, что есть олицетворением духовной пустоты, отчуждения… Но даже тогда, когда, кажется, что совсем нет, надежды выжить найдется тот, кто тебя поймет.
Перед тем как Маленький принц вернулся назад, на свою планету он подарил пилоту на память звезды, которые смеются. В образ звезд внедрен высший смысл существования, который ищет каждый человек. Маленький принц пообещал пилоту, что когда тот будет смотреть на небо, он будет видеть веселое мигание огоньков.





Анализ “Маленький принц” Антуан де Сент-Экзюпери