Для самого автора – это идея просвещенного человека. Фонвизин понимал, что в российском обществе нет должного стремлении к образованию: богатые тщеславны и ленивы, бедные делают карьеру за счет лести и умения угодить начальству. Поэтому главным героем он сделал Недоросля Митрофана, имя которого в переводе с греческого означает “подобный матери”.
В те времена слово “недоросль” еще не употреблялось в ироничной интонации. Так называли юношу от 16 до 21 года, которому следовало учиться, чтобы затем поступить на государственную
Однако, как ни удивительно, но положительные персонажи, будь то Стародум, Софьи, Милон или Правдин, не находят у нас такого эмоционального отклика, как Герои отрицательные. В определенные моменты они вызывают у читателя какие-то чувства: мы смеемся над глупой непосредственностью Митрофана, невежеством его учителей, любовью Скотинина к свиньям, которых он ставит выше рода человеческого, но это не только злой смех, но и добродушная усмешка. Именно у них проступают противоречия самой человеческой натуры, которые позволяют нам увидеть за литературными типами живых людей. Исследователь М. Качурин отмечает: “Ведь Фонвизин дает нам возможность вообразить Митрофана на крыше – бросающего в небо турманов (голубей), орущего, свистящего, наверное – размахивающего новым кафтаном.” В общем, Митрофана не стоит представлять себе просто болваном-обжорой. Он весьма хорошая смекалка, и он всегда думает о своей пользе.
Простакову, высокомерную и грозную хозяйку имения, в финале нам даже в чем-то жаль. Поскольку все в своей жизни она делает ради сына, которому оказалась не нужна. Он предает ее при всех, и перед нами разыгрывается материнская трагедия.
Автор делает своих Героев не только носителями пороков. Он видит в них и хорошее, которое в силу ряда причин уступило место дурному, но не погибло окончательно. На их фоне положительные герои выглядят неживыми статистами. Каждый из них лишен внутренних противоречий и выступает живым воплощением одной из добродетелей. Насколько интересен такой персонаж, вы, как читатели, можете судить сами. Однако именно такие герои в своей единственной положительной черте и являются представителями эпохи классицизма, да и вообщем плане Недоросль это комедия классицизма.
Еще один важный момент – отрицательных героев можно без особого труда найти в обычной жизни, тогда как тот же Правдин – это всего лишь идеальный в своей справедливости и неукоснительном соблюдении законов Образ чиновника. Даже в фамилиях и именах первых больше русского и понятного сразу. Сравним: Простакова, Скотинин, Вральман и Милон, Софья, Стародум.
Именно в изображении отрицательных персонажей комедии Фонвизин сделал один Шаг от литературных типов к противоречивым человеческим характерам. Сделал шаг, но не сумел дойти. Однако и здесь он в русской литературе один из первых. Вместе с тем Образ Митрофана, неуча и лодыря, занял свое место среди “вечных” образов русской литературы.
Анализ комедии Недоросль