Кулак! Кулак! Да еще и бестия в придачи Н. В. Гоголь Поэма “Мертвые души” явила миру настоящую галерею незабываемых русских характеров. Николай Васильевич Гоголь постарался дать объективную оценку крепостнической Руси, ее бедам и печалям. Автор одним из первых русских писателей понял разящую силу смеха.
Поднявшись до сатиры, он обличал пороки помещичье-крепостнического строя Руси, видя в нем основное зло, губящее как самих помещиков, так и подневольных им крестьян. Но “столпы общества”, в сравнении со своими рабами, оказываются
Таков Собакевич. Он понял надвигающуюся эпоху власти денег и сам стремится не отстать от времени, сколотить капитал, не задумываясь о его источниках. Он груб, неуклюж и неотесан внешне, так же бедно и его внутреннее содержание. “Когда Чичиков взглянул искоса на Собакевича, он ему на этот раз показался весьма похожим на средней величины медведя… фрак на нем был совершенно медвежьего цвета… ступал он и вкривь и вкось и наступал беспрестанно на чужие ноги. Цвет лица имел каленый… есть много на свете таких лиц, над отделкою которых натура недолго мудрила..: хватила топором раз – выше нос, хватила в другой – вышли губы, большим сверлом ковЫр нула глаза и, не обскобливши, пустила на свет”. дъезжая к деревне Собакевича, Чичиков обратил внима-прочность всех строений. Эта домовитость говорит не о я11 характера Собакевича, но больше об умении его крестьян, Cl1 ми которых все здесь и сделано. “Деревня показалась ему Чичикову) довольно велика… посреди виднелся деревянный дом езонином, красной крышей и темно-серыми или, лучше, ди-° л* стенами,- дом вроде тех, как у нас строят для военных ftJlM*1 тт ^ селений и немецких колонистов…
Двор окружен был крепкою непомерно толстою деревянною решеткой… На конюшни, са – и кухни были употреблены полновесные и толстые бревна, пределенные на вековое стояние. Деревенские избы мужиков ож срублены были на диво… все было пригнано плотно и как следует. Даже колодец был обделан в такой крепкий дуб, какой идет только на мельницы да на корабли”. Собакевич не заботится о красоте, от нее мало пользы, но все в доме устойчиво и тяжеловесно.
Каждая вещь неуклюжа, громоздка и как бы сообщает: “И я тоже Собакевич!” Хозяин вряд ли читает книги и занимается каким-либо творчеством, нигде не видно и следа чернил. Стены комнат украшают картины, от которых присутствующих кидает в дрожь. В доме все обстоятельно и размеренно. Вовремя подают обильный обед, за которым Михаил Семенович поглощает огромное количество еды.
Он “патриот желудка”. Для него трапеза – священный ритуал, один из видов приятного времяпрепровождения. Собакевич в разговоре с Чичиковым выказывает необыкновенную озлобленность к окружающим.
Все, по его мнению, плохи, жулики, мошенники: “За копейку убьют”. Губернатор и вице-губернатор – “Это Гога и Магога!” Чичиков и тут старается приспособиться к поведению и разговору хозяина, нащупывает точки соприкосновения с ним. Не Успев завести разговор о покупке мертвых душ, Чичиков обескуражен напором Собакевича, готового продать “по сту рублей”. Его жадность непомерна, он забывает, что речь идет об Умерших крестьянах, и расхваливает их, как барышник, что-Ъ1 набавить цену. Но из его уст звучит гимн работникам: *-вот, например, каретник Михеев! ведь больше никаких эки-а*ей и не делал, как только рессорные.
И не то, как бывает °сковская работа, что на один час, прочность такая, сам и °оьет, и лаком покроет!.. А Пробка Степан, плотник?.. Слу231 он в гвардии, ему бы бог знает что дали, трех аршин с РШком ростом!.. Милушкин, кирпичник! мог поставить печь Каком угодно доме.
Максим Телятников, сапожник: что шилом кольнет, то и сапоги, что сапоги, то и спасибо, и хоть к в рот хмельного! А Еремей Сорокоплехин! да этот мужик од * станет за всех, в Москве торговал, одного оброку приносил пятисот рублей”. И опять “вылезла” натура Собакевича, главное – деньги v него нет почтения ни к умершим крестьянам, ни признательно сти за их добросовестный труд, а лишь желание продать подо роже “товар”, не продешевить. Какие мог
ут быть разговоры, со мнения, угрызения совести, если нашелся покупатель и на этот “товар”. Только бы не упустить своей выгоды. Писатель не ослабляет сатирического накала, описывая сце-ну передачи денег и расписки Чичиковым Собакевичу.
Оба мошенника прекрасно понимают друг друга, боятся быть обману, тыми, поэтому протягивают одновременно: один – деньги другой – расписку, выхватывая, облегченно вздыхают, что миновали “трудности”. Чичиков, посещая помещиков, впервые в Собакевиче встречает “кулака” под стать себе, поэтому Павлу Ивановичу так тяжело вести дело с Михаилом Семеновичем. Здесь “сшиблись” два капиталистических начала.
Каждый хочет надуть другого и боится “остаться в дураках”. Автору отвратительны оба эти характера. Гоголь хотел видеть Россию свободною и просвящен-ною.
Отсюда и появление в конце первого тома поэмы образа “птицы-тройки”, летящей в прекрасное будущее, где ей, верит писатель, уготована лучшая доля. “…Чудным звоном заливается колокольчик; гремит и становится ветром разорванный в куски воздух; летит мимо все, что ни есть на земле, и, косясь, постораниваются и дают ей дорогу другие народы и государства”.
Анализ эпизода “Чичиков у Собакевича”