В былине “Илья Муромец и Соловей-разбойник” понятно даже из названия, что рассказывает она, о событиях далекого прошлого. Былина повествует о героическом прошлом великого народного защитника – богатыре Илье Муромце. Былинных героев называют богатырями, а былинами называются особые песни о подвигах и героических приключениях богатырей.
Соловей Разбойник это отрицательный герой, который похож одновременно на птицу, на человека-разбойника и на чудовище. На соловья он похож тем, что живет на дереве, у него есть гнездо и он свищет
В ХХ веке изобрели оружие, которое действует подобно посвисту Соловья Разбойника. Описывая посвист Соловья Разбойника, сказитель, поющий былину, не предполагал, что такое явление существует. Он верил, что такое могло быть раньше, что когда-то ходили по земле прославленные богатыри, которые носили в руке сорокапудовую (640 кг) палицу, что ездили они на конях, перешагивающих с горы на гору, побеждали в одиночку силушку лютую, страшных чудовищ и змеев. Сказитель верил, что где-то есть на земле такая злая сила, которая одним посвистом может разрушить город и убить людей. Но также не сомневался и в том, что есть на земле большая сила, которая одним выстрелом из лука побеждает зло. Так, с помощью преувеличения сил добра и зла, у сказителя и слушателя возникал художественный образ зла и побеждающего его добра.
Народу-сказителю было очень важно, что Илья Муромец – богатырь, благородный добрый молодец – одним выстрелом из обычного лука, пусть и тугого, разрывающего, побеждает волшебную силу Соловья Разбойника. Поэтому в эпизоде сражения Ильи и Соловья Разбойника нет никакого преувеличения силы Ильи Муромца. Для сказителя было важно, что добро всегда побеждает зло – точно так же, как и в сказке.
Теперь слово богатырь для нас привычно, означает оно – очень сильный, храбрый, благородный человек, защитник. Но в самых старинных былинах герои назывались мужами. Слово богатырь появилось гораздо позже, чем первые былины.
Русские богатыри – образ очень важный для народа. Они обладают недюжинной силой, благодаря чему становятся людьми необыкновенными. Однако при этом они все-таки остаются людьми, не становясь волшебными существами. В былинах богатыри, обладающие всеми лучшими качествами человека, противостоят нечеловеческому злу – чудовищам, змеям и просто вражьей силе. Богатыри воплощают ту силу, которая всегда готова встать на сторону правды, защитить землю от врага, восстановить справедливость. Богатырская сила – это та идеальная сила, о которой всегда мечтал русский народ.
Есть в былине еще один герой, кроме Ильи Муромца и Соловья Разбойника. Это стольный князь Владимир. И показан он совсем не богатырем. В данной былине князь Владимир не совершает плохих поступков, хотя ведет себя как человек, не обладающий большим мужеством: ведь он испугался Соловья Разбойника. В некоторых других былинах князь Владимир несправедливо поступает с Ильей Муромцем.
Мы уже знакомы с постоянными эпитетами в народной сказке. Напоминаю, что эпитет – это художественное определение, то есть определение, создающее образ, помогающий как-то особенно охарактеризовать предмет, о котором идет речь, сделать его ярким и неповторимым; а постоянный эпитет – это такое художественное определение, которое постоянно употребляется с определенным словом в любой народной сказке, например, добрый молодец или красна девица. Если в каком-нибудь произведении много постоянных эпитетов, то это знак для читателя – перед ним фольклорное произведение. В некоторых былинах постоянные эпитеты встречаются еще чаще, чем в сказках.
Обращая внимание на эпитет старый, мы должны понимать, что речь идет не о богатыре пенсионере. Илья Муромец не был старым человеком в нашем понимании. Ему могло быть лет 30-40. Правда, в старину этот возраст считался весьма почтенным, так как продолжительность жизни была невелика. В этой былине употребляется постоянный эпитет старый в значении “крепкий, сильный”. Образ Ильи Муромца – это центральный образ в русских былинах. Этот богатырь воплощает в себе идеалы и надежды народа, его толкование понятия о добре и зле, о патриотической верности родной земле, о богатырской чести и удали. Подвиги Ильи Муромца всегда связаны со служением народу, его образ изображен как защитник родной земли.
Поскольку былины не записывались, а передавались устно, есть много вариантов одной былины. Один из вариантов в нашей былине “Илья Муромец и Соловей Разбойник” вместо последних четырех строк содержит другие две:
А тут Соловью ему й славу поют,
А й славу поют ему век повеку!
Почему так заканчивается былина? В самом ли деле Соловью поют славу или просто над ним смеются? Конечно, не поют славу побежденному Соловью. Такой прием создания художественного образа, когда слова употребляются не в прямом смысле, а в переносном, чтобы посмеяться над кем-нибудь, называется иронией. Этот прием часто встречается в былинах.
Язык фольклорных произведений и художественной литературы очень отличается от обычного языка, обыденной речи. Одно из главных отличий – употребление в художественной речи специальных приемов, которые делают ее более яркой, выразительной, образной. Эпитет, гипербола – все это приемы создания образной речи. Такие приемы называются тропами. Слова-тропы отличаются от всех других слов тем, что употребляются в переносном, а не в прямом значении. Над Соловьем Разбойником смеются, а написано, что ему поют славу! Это “тропы”, что значит – эпитет, гипербола, ирония, а также олицетворение или сравнение, которые тоже относятся к тропам.
Анализ былины “Илья Муромец и Соловей Разбойник”