В истории отечественной культуры заметное место занимает Сергей Тимофеевич Аксаков-автор произведений “Детские годы Багрова-внука”, “Семейная хроника”, “Записки об уженье рыбы” и др. Известное общественное значение имела деятельность Аксакова как цензора и театрального критика. Вот как было охарактеризовано его творчество к столетию со дня смерти “буквально пригоршнями можно черпать из произведений Аксакова самоцветы народного словаря. Аксаков-изумительный психолог отроческой души. Обладал каким-то непостижимым
Значение С. Т. Аксакова как писателя-мемуариста переросло не только общественные рамки, но даже и государственные. Имя С. Т. Аксакова приобрело мировую известность.
Биография.
Сергей Тимофеевич Аксаков родился в родовитой, но обедневшей дворянской семье 20 сентября 1791 года в городе Уфе. Отец его, Тимофей Степанович, служил прокурором верхнеземского суда в Уфе. В городе и в имении Ново-Аксаково Бугурусланского уезда Оренбургской области прошли его детские годы. С детства Аксаков любил рыбную ловлю, охоту, собирание ягод.
Дальние прогулки в лес или в степь заложили в нем глубокие, мощные пласты впечатлений, которые позднее, спустя десятилетия, стали неиссякаемыми источниками художественного творчества. Маленький Аксаков любил слушать рассказы крепостной няни Пелагеи, один из которых впоследствии обработал в известную сказку “Аленький цветочек”. В 1801 году мальчика привезли в Казань, где определили в местную гимназию. Там с перерывами из-за болезни, он учился до 1804 года, после чего в возрасте 14 лет был переведен в, только что открывшийся Казанский университет.
В университете Аксаков успешно выступал в любительском театре и издавал рукописный “Журнал наших знаний”. Не окончив университет, переехал в Петербург, чтобы начать работать чиновником в комиссии по составлению законов. Умер Аксаков на шестьдесят восьмом году-в ночь на 30 апреля 1859 года.
Сергея Тимофеевича Аксакова назвали в честь Сергия Радонежского-великого народного подвижника в страшное время монгольского ига. С. Т. Аксакова не случайно назвали в честь святого Сергия, он родился в четырехсотую годовщину поминовения великого подвижника.
Семья Аксакова.
В 1861 году Аксаков женился на Ольге Семеновне Заплатиной, дочери проживающего в Москве суворовского генерала, и уехал с молодой женой в Ново-Аксаково. В 1817 году родился сын Константин-в будущем известный критик, поэт, ученый, один из основателей славянофильства, в 1819 году родилась дочь Вера, в 1820 году-второй сын Григорий, позднее в 1823 году-Иван, последний также известный поэт, критик, публицист, видный деятель славянофильства. Всего в семье было 10 детей.
Аксаковы им уделяли исключительное внимание.
Как это ни парадоксально, Константин и Иван Сергеевичи, проповедуя семью, семейные отношения в народе и между народами, не оставили после себя детей. Они целиком отдали себя родному народу. И только средний брат, Григорий Сергеевич, продолжил аксаковский род на земле.
Это его дочери посвятил Сергей Тимофеевич свою книгу “Детские годы Багрова-внука”.
О Григории Сергеевиче известно очень мало, он остался тенью своих знаменитых братьев, он был скромным тружеником земной нивы и в то же время страстным их сподвижником, стал государственным чиновником, и на этой ниве служил родному народу.
Если Константина Сергей Тимофеевич отказался отдать даже в пансион Погодина в Москве: старший сын должен быть примером в семье и жить дома, то Григория отправил в Петербург, в училище правоведения, в которое вслед за ним поступил и Иван. В 1844 году Аксаков, довольный своими сыновьями, писал Гоголю: “Костя переписывает набело свою диссертацию, Иван возвращается с ревизии из Астрахани, где он действовал с неожиданным, изумительным даже для меня, достоинством мужа, а не юноши; Гриша служит товарищем председателем Гражданской палаты во Владимире и, хотя не изумляет меня, но утешает более Ивана…”.
Григорий Сергеевич женился на Софье Александровне Шишковой, дочери симбирского помещика, родственнице известного государственного деятеля, вице-адмирала А. Сю Шишкова, служившего государственным секретарем, министром народного образования, президентом Российской Академии. Софья Александровна была попечительницей Уфимской женской гимназии. По ее инициативе было построено первое театральное заведение. Перед свадьбой Аксаков писал сыну: “Да, мой дражайший сын, Гриша, теперь у тебя собственная жизнь, новое семейство, новый домашний уют; и все это будет там, где ты будешь вместе с милой своей женой, с нашей бесценной дочерью…”
“Константин и Иван Сергеевичи тянули небесный путь, а Григорий Сергеевич рядом с ними прокладывал нелегкую, тернистую дорогу”, так любил выражаться Сергей Тимофеевич.
21 декабря 1854 года Аксаков поздравил свою шестилетнюю внучку с днем рождения. Подарком было шуточное стихотворение:
Рано дед проснулся,
Крякнул, потянулся,
Давши мысли волю,
Вспомнил внучку Олю.
Если бог даст силы
Ровно через год
Оле, внучке милой,
Дедушка пришлет
Книжку небольшую…
Трех старших дочерей Аксаков назвал: Вера, Надежда, Любовь. Оказалось, что подобно братьям Константину и Ивану, они не были продолжателями рода. Особое место среди них занимала старшая, Вера. Как писал Иван Сергеевич, “она свято хранила заветы и предания нашей школы.
Она для меня служила руководительницей и проверкой. Вере, слепнувший Аксаков диктовал “Семейную хронику”, т. е., по сути дела, она была его редактором. Ей он, уже ослепший, диктовал все свои произведения.
Творчество Аксакова.
Как тонкий и большой художник Аксаков заявил о себе в 1839 году, когда ему было сорок три года, очерком “Буран”, ставшим хрестоматийным произведением, образцом пейзажной живописи. Это произведение было написано под влиянием Гоголя. “Буран” был своеобразным подступом к “Семейной хронике” и “Детские годы Багрова-внука”. Затем писатель приступил к созданию книги “Записки об уженье рыбы”.
Она являлась не практическим руководством рыболова, а произведением искусства. Над этой книгой он работал свыше трех лет, добиваясь простоты, ясности и непосредственности. Аксаков умел изображать природу и человека слитно в неразлучном единстве.
Его жанры.
Английский писатель Вильям Хадсон в автобиографической книге “Далекое и прошлое”, считающейся в Англии классическим произведением о детстве, говоря о сложности художественного изображения жизни детей, назвал “Детские годы Багрова-внука” самым крупным достижением автобиографического жанра во всей мировой литературе. Есть еще один жанр у Аксакова-охотничьи рассказы и очерки, где С. Т. Аксаков также является непревзойденным.
Заключение.
Читая произведения С. Т. Аксакова, мы с полным правом можем сказать о них словами В. Г. Белинского, и к Крылову: “Здесь русский дух, здесь Русью пахнет!”. Аксаков всегда стремился к простоте языка, но вместе с тем он свободно владел всеми богатствами русской речи, включая в текст своих произведений слова, неумно употребляемые. Известный литературовед С. А. Венгеров правильно заметил, что если когда-нибудь изучат словарь Аксакова, то он окажется одним из самых точных, обильных разнообразными оттенками.
Книги Аксакова пользуются широким спросом не только в библиотеках нашей страны. Они переведены на многие языки-польский, болгарский, немецкий, английский, чешский, датский и др.
С. Т. Аксаков вошел в историю литературы как писатель-реалист, как большой знаток и ценитель сокровищ русского языка.
Вот родина моя!
Вот родина моя… Вот дикие пустыни!..
Вот благодарная оратаю земля!
Дубовые леса, и злачные долины,
И тучной жатвою покрытые поля!
Вот горы, до небес чело свое взносящи,
Младые отрасли Рифейских древних гор,
И реки, с пеною меж пропастей летящи,
Разливом по лугам пленяющие взор!
Вот окруженные башкирцев кочевьями
Озера светлые, бездонны глубиной,
И кони резвые несчетны табунами
В них смотрятся с холмов, любуяся собой!..
Приветствую тебя, страна благословенна!
Страна обилия и всех земных богатств!
Не вечно будешь ты в презрении забвенна,
Не вечно для одних служить ты будешь паств.
Аксаков