В начале десятых годов в русской поэзии заявляет о себе акмеизм. Идея нового направления впервые была высказана М. Кузминым в 1910 г. в статье “О прекрасной ясности”. В ней отрицался непонятный, темный мир символистских намеков, говорилось, что поэту необходимо “найти в себе мир с собою и с миром”. М. Кузмин считал, что поэзия должна быть простой, логичной, экономной в средствах и словах, то есть ясной.
Отсюда предложенное им название нового течения – кларизм.
Акмеисты объединились в литературную группу “Цех поэтов”, куда
Акмеизм был воспринят как бунт против символизма. В статье “Наследие символизма и акмеизм” Гумилев, критикуя символизм, декларировал принципы новой поэзии. Восстав против символизма с его “бесконечными приближениями”, “текучестью слова”, “истонченным и изломанным человеком”, поэзия акмеистов стремилась к осязаемости и предметности мира.
Ее привлекал “дух мелочей прелестных и воздушных”. Увлечение предметной деталью было так велико, что даже мир душевных переживаний образно воплощался в какой-нибудь вещи. Акмеисты стремились вернуть слову ясный смысл, первородное значение.
Поэзия акмеистов отличается интересом к неординарной личности, стремлением к нравственному идеалу, к гармонии мира. Акмеизм провозглашал ориентацию на общечеловеческие ценности: добро, совесть, долг, любовь. Поскольку в творчестве акмеистов большое значение имело понятие “мужественность”, а идеалом мужчины был первочеловек Адам, то иногда можно встретить такое название акмеизма, как адамизм. Смысл этого названия проясняется в стихотворении С. Городецкого “Адам”:
Просторен мир и многозвучен, И многоцветней радуг он, И вот Адаму мир поручен, Изобретателю имен. Назвать, узнать, сорвать покровы И праздных тайн, и ветхой мглы – Вот первый подвиг. Подвиг новый – Живой земле воспеть хвалы.
Критерием простоты и гармонии для акмеистов являлся Пушкин. Именно от него акмеисты восприняли строгую художественную форму, классически четкие размеры стиха.
Акмеизм, бунт против символизма