А. П. Чехов родился в городе Таганроге в купеческой семье. Чехов был четвертым ребенком в семье. 1876 г. – отец разорился и убегает от кредиторов в Москву, оставив семью в Таганроге. 1879 г. – Чехов заканчивает гимназию и, получив стипендию от купечества, уезжает в Москву, где поступает в МГУ на медицинский факультет и заканчивает его в 84 г. Будучи студентом, начинает писать рассказы и посылает их в Петербург в юмористические журналы, где печатался под псевдонимом “Брат моего брата”, “Человек без Селезенки”, “Антоша Чехонте”. 1880
В ранних рассказах у Ч. нет глубины образов. Он создает сотни миниатюр, которые обхватывают все многообразие российской обывательской жизни, обрядовая сторона церковной жизни с ее обрядами, постами, семейно-бытовые сцены, служебно-бытовые отношения и даже общественные явления, “Жизнь прекрасна”, “Руководство для желающих женится”, “Смерть чиновника”, “Толстый и тонкий”, “Хамелеон”, “Брожение умов” и т. д. В молодости Чехов писал много и легко: 83 г. – 120 рассказов 85 г. – 129 рассказов 86 г. – 112 рассказов 87 г. – 66 рассказов 88 г. – 12 рассказов Первая книга Ч. 84 г. “Сказки Мельполины”. В 86 г. – 2-й сборник “Пестрые рассказы”. 87 г. – Ч. получил Пушкинскую премию за сборник “В сумерках”.
Его творчество получило высокое одобрение писателем старшего поколения Григоровичем. 1876 г. – 1-ая пьеса “Иванов” В конце 80-х начале 90-х годов Ч. отказывается от юмористического подхода к жизни и переходит к проблемам общественно-политического характера. Острее делаются характеры героев. Ч. разоблачает тупого, сонного российского обывателя, показывает его тусклую жизнь, говорит о его невежестве, дикости, жестокости: “Человек в футляре”, “Дом с мезонином”, “Дама с собачкой”, “Палата № 6”.
1890 г. – Он уезжает на о. Сахалин, через Сибирь на лошадях, чтобы познакомится с жизнью ссыльных. Прожил он там пол года, сделал перепись населения, посещал рудники, тюрьмы. Возвратился кораблем.
Вернувшись, написал книгу “о. Сахалин”. 1889 г. – Ч. приобрел участок под Москвой, там же он строит 2 школы, лечил людей, состоял в комитете.
1896 г. – В Петербурге в Александрийском театре премьера новой пьесы Чехова “Чайка” – Провал. 1897 г. – Ч вынужден продать Мелихово, лечится в Ницце. Покупает на горе “Аутка” в Ялте усадьбу. 1898 г. – В Москве появляется театр МХТ, который ставит пьесу “Чайка” – успех. 1898 г. – Рассказы “Человек в футляре”, “Крыжовник”, “Ионыч”.
1899 г. – Пьеса “Дядя Ваня”. Летом 1900 г. театр приехал в Крым на гастроли. 1900 г. – Женится на Книпер. 1901 г. – “Три сестры” 1094 г. – написал полный рассказ “Невеста”. 1904 г. – 15 июля в Германии Чехов умирает. “Унтер Пришибеев” Герой рассказа отставной унтер – добровольный шпион и тупой самозваный администратор.
Он по-своему понимает законы и нормы человеческого поведения. Этот человек терроризирует деревню, где живет, считает, что он один знает порядки, как необходимо обращаться с людьми низшего звания. Фигура Унтера вырастает в фигуру всероссийского городового, олицетворяя самодержавную власть в России.
В этих рассказах подобных этому, смешное не развлекает, а заставляет задуматься, о том, что в небольшом произведении Чехов говорит о больших явлениях. Палата №6 Рассказы и повести 90-х годов, направлены против жестокой и пошлой жизни. Этот рассказ написан после возвращения Ч. с о. Сахалин. Образ тюрьмы преследует писателя и палата №6 – это тюрьма. “Всюду – палата №6. Это Россия” . Повесть начинается с описания флигеля больницы, там расположены душевно – больные.
Тягостное впечатление складывается после описания флигеля, а еще больше усугубляется с описания палаты и сторожем Никитой. Больные похожи на арестантов, больница на тюрьму, где все перемешалось и трудно отличить нормального человека от сумасшедшего. Единственный человек способный здраво рассуждать это душевнобольной И. Д. Громов. Доктор Рагин говорит, навещая его в страшной палате: “Если бы вы знали друг мой, как мне надоели всеобщие бездарность, бездумность, тупость и с какой радостью я всякий раз беседую с вами.
Вы умный человек и я наслаждаюсь вами”. Жизнь среди нормальных людей, свела его с ума, и он заболел манией преследования, весьма распространенное заболевание того времени. Громов попадает в то заведение, где больных не лечат, а истязают. Громов болезненно реагирует на зло, несправедливость, беззаконие. Он не перестает протестовать, возмущаться, и не теряет веры в то, что рано или поздно правда, наконец, восторжествует.
Иначе смотрит на жизнь доктор Рагин. “При всякой обстановке мы можем найти успокоение в самих себе”. Следуя этой идее, Рагин не вмешивается в дела больницы, не пытается изменить положение больных: ” В своей нечестности виноват не я, а время”. Чехов восстает против насильного взгляда на жизнь, удобного для тех, кто сам не страдает. Устами Громова автор осуждает Рагина: “Нас держат здесь за решеткой, гноят, истязают, но это прекрасно и разумно, потому что между этой палатой и теплым кабинетом нет никакой разницы. “Страданья презираете, а небось прищеми вам палец дверью, заорете во все горло”.
Лишь перед смертью Рагин понял правду Громова, правду тех, кто не хочет, не может мириться с насилием. Когда в палате №6 Никита избивает его, это событие освещает пронзительным светом ложь его жизни и его философского мировоззрения. Наступает пробуждение совести, появления чувства вины, в голове его мелькнула страшная, невыносимая боль, что такую же точно боль должны были испытывать годами эти люди. Рагин умер не от побоев Никиты, а от мук проснувшейся совести. “Дом с мезонином” Второе название – “Рассказ художника” – это значит, что будут воспоминания о передуманном и пережитом, а значит исповедь.
Ведутся идейные споры и развертываются любовные истории кончающиеся печально. Противником в споре выступает художник и старшая сестра Лида Волчатинова, а безалаберный и чудаковатый художник в какой-то степени выражает мысли автора. Он утверждает, что все беды человеческие – от грубого физического труда. Надо только освободить человека от этого, а пока этого не произошло, необходимо разделить труд на всех.
От этого одного он ожидает великих и благих последствий от человечества. Подобные взгляды утопительны и наивны, но автору они нравятся, а мысли и дела Лиды, которая в своих аптечках и библиотечках видит главное средство улучшения жизни народа автору не по душе. Ее ограниченность не в том, что она увлечена малыми делами, а в том, что этими малыми делами она все и ограничивает. Они ее удовлетворяют, так же как и уездная игра в земский парламентарий. “Народ окутан цепью великой, а вы ее не рубите, а лишь прибавляете новые звенья”. Очевидно художник ближе к правде, чем рассудительная Лидия, но в жизни оказывается победителем она, а не художник вместе с его любовью и бесполезными пейзажами.
Но все таки в свете высших ценностей тоскливый возглас художника: “Мисюсь! Где ты? ” значит больше чем все земские победы. Жестокости одерживают не полную и не безусловную победу.
Трилогия Чехова “Человек в футляре”, “Крыжовник” – о любви. Сквозная тема этих произведений – разоблачение “пошлостей пошлого человека”. Объединяет их идея отделить смысл человеческой жизни. Футляр – Беликов считал страх перед жизнью, это стремление спрятаться за формулу “как бы что не вышло”.
С другой стороны Беликовщина – активный характер. Беликовщина парализует все доброе, честное, свободное, всякое стремление к лучшему. “Он просто угнетал нас своей осторожностью, мнительностью, своими чисто футлярскими соображениями”. Беликов держит в страхе не только гимназию, но и весь город. “Стали бояться посылать письма, знакомиться, громко говорить и т. д. “Подчинились ему, терпели его люди мыслящие, знающие, читающие”.
Боялись его потому что он был доносчиком, шпионом.
А. П. Чехов и его произведения “Унтер Пришибеев”, “Палата № 6”, “Дом с мезонином”